Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 554343-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на реализацию справедливого механизма выплаты гражданам страховых пенсий по старости. Представляется, что в настоящее время государство получает необоснованную выгоду в виде недополученных гражданами страховых пенсий в связи с наступлением смерти в раннем возрасте. Представляется, что лицо, которое уплачивало страховые пенсионные взносы в течение жизни, должно иметь гарантии по их возврату со стороны государства либо данному гражданину, либо его наследникам.
Ввиду указанных обстоятельств настоящим проектом федерального закона закрепляется норма о том, что право на получение страховой пенсии по старости является наследуемым.
В целях реализации указанного механизма наследования настоящим проектом федерального закона устанавливается новая дефиниция: "гарантированный период получения страховой пенсии по старости" - ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации возраст, до достижения которого гражданин Российской Федерации, застрахованный в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" либо его наследник (наследники), принявший (принявшие) в установленном порядке наследство, имеют гарантированное право на получение страховой пенсии по старости.
Гарантированный период получения страховой пенсии по старости определяется по следующей формуле:
ГП = ПЖ(ож.) + 5, где:
ГП - Гарантированный период получения страховой пенсии по старости;
ПЖ(ож.) - ежегодно определяемый Правительством Российской Федерации возраст ожидаемой продолжительности жизни.
При этом одновременно вносятся дополнения в статью, регулирующую перечень лиц, имеющих право на получение страховой пенсии. В частности, предлагается дополнить указанный перечень лицами, унаследовавшими пенсионные права застрахованного лица на получение страховой пенсии по старости в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Указанные лица имеют право на получение страховой пенсии по старости в течение гарантированного периода получения страховой пенсии по старости при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом
При этом лица, унаследовавшие право на получение страховой пенсии по старости, приобретают тот же объем прав, которыми обладал наследодатель.
Одновременно с этим устанавливается, что принятие в наследство права на получение страховой пенсии не влечет снижение либо ущемление гарантий прав лица, принявшего наследство. Пенсионное обеспечение лиц, принявших в наследство право на получение страховой пенсии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, законопроект детально раскрывает механизм реализации указанного права. Так, в частности, устанавливается следующее:
1. Гражданин Российской Федерации, застрахованный в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющий право на получение страховой пенсии по старости, реализует своё право на получение страховой пенсии по старости до наступления смерти.
В случае, если смерть такого гражданина наступила до истечения гарантированного периода получения страховой пенсии по старости, у его наследника (наследников) возникают наследственные права на получение страховой пенсии указанного лица.
В случае, если смерть такого гражданина наступила по истечении гарантированного периода получения страховой пенсии по старости, наследственные права на получение страховой пенсии по старости не возникают.
2. В случае, когда гражданин Российской Федерации, застрахованный в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющий право на получение страховой пенсии по старости, реализует это право, гарантированный период получения страховой пенсии по старости начинается с момента реализации такого права.
3. В случае смерти лица, застрахованного в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и уплачивавшего страховые пенсионные взносы в соответствии с законодательством, до начала получения страховой пенсии по старости, гарантированный период получения страховой пенсии по старости начинается с момента вступления в установленном порядке наследников в наследственные права.
При этом право на получение страховой пенсии реализуется вне зависимости от достижения условий получения страховой пенсии по старости, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а размер наследуемой страховой пенсии определяется пропорционально уплаченным страховым пенсионным взносам лицом, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", размер и порядок которых определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, настоящий проект федерального закона создает реальный механизм защиты и систему гарантий для лиц, уплачивающих страховые пенсионные взносы на получение страховых пенсий ими либо их наследниками. Указанные новеллы направлены на сбалансированность страховой пенсионной системы и стимулирование легализации трудовых отношений.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости"
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2018 года общая численность пенсионеров по старости составляет 36 336 тыс. человек, а средний размер пенсии по стране 14 151, 6 рублей.
|
2011 |
2612 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. человек |
39706 |
40162 |
40573 |
41019 |
41456 |
42729 |
43177 |
43504 |
из них получающие пенсии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
по старости |
32462 |
32981 |
33451 |
33950 |
34422 |
35555 |
36003 |
36336 |
по инвалидности |
2703 |
2588 |
2490 |
2410 |
2317 |
2267 |
2183 |
2107 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
1456 |
1401 |
1362 |
1344 |
1331 |
1395 |
1405 |
1408 |
пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей |
273 |
284 |
298 |
302 |
312 |
332 |
382 |
422 |
федеральные государственные гражданские служащие |
49 |
56 |
62 |
66 |
66 |
71 |
68 |
74 |
за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
летчики-испытатели |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
социальные |
2762 |
2851 |
2909 |
2946 |
3007 |
3108 |
3134 |
3156 |
Средний размер пенсии пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации 2), рублей |
7593,9 |
8272,7 |
9153,6 |
10029,7 |
10888,7 |
12080,9 |
17425,6 |
13323,1 |
из них получающие пенсии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
по старости |
8165,8 |
8876,1 |
9790,1 |
10716,4 |
11569,1 |
12830,4 |
18172,5 |
14151,6 |
по инвалидности |
5136,5 |
5539,3 |
6106,3 |
6669,2 |
7209,9 |
8040,1 |
13253,7 |
8807,4 |
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
4819,1 |
5333,1 |
5959,0 |
6598,6 |
7185,1 |
7924,9 |
13175,7 |
8875,7 |
пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей |
6855,9 |
7514,3 |
8402,6 |
8639,2 |
9779,2 |
10766,7 |
16261,1 |
11863,2 |
федеральные государственные гражданские служащие |
10968,6 |
11495,3 |
12422,9 |
14020,1 |
15550,0 |
17186,4 |
22500,8 |
18709,7 |
за выслугу лет (из числа пенсионеров-космонавтов) |
56574,2 |
56630,0 |
64057,4 |
364283,5 |
361989,6 |
446260,3 |
451872,0 |
463407,7 |
летчики-испытатели |
51017,9 |
56311,3 |
64321,4 |
67704,0 |
76855,4 |
85736,2 |
94308,4 |
91845,0 |
социальные |
4730,5 |
5206,4 |
5919,0 |
6446,4 |
7548,3 |
8302,4 |
13644,4 |
8806,6 |
------------------------------
1) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации.
2) В 2017 г. данные приведены с учетом единовременной денежной выплаты, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 385-Ф3 в размере 5 тысяч рублей.
------------------------------
Следовательно, сумма дополнительных затрат из федерального бюджета составляет:
общая численность пенсионеров по старости * средний размер пенсии по стране * 12 месяцев
36 336 000 * 14 151, 6 * 12 = 6 170 550 451 200 рублей.
Источником указанных средств будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления возможности наследования страховых пенсий по старости" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.