Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 554070-7 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 195-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне" статья 22 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) дополнена пунктами 4-10, регулирующими вопросы создания и деятельности штабов территориальной обороны в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона N 61-ФЗ в субъектах Российской Федерации, на территориях (части территории) которых введено военное положение, в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определённом Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы (далее - штабы территориальной обороны).
Основной целью создания штабов территориальной обороны является обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами военного управления по проведению в военное время мероприятий по территориальной обороне, мобилизационных мероприятий, мероприятий по обеспечению и поддержанию режима военного положения.
Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона N 61-ФЗ руководителями штабов территориальной обороны являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы муниципальных образований, которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области территориальной обороны.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что порядок формирования органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены способы замещения должности главы муниципального образования и его место в структуре органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Таким образом, не во всех случаях глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. Так, в Республике Крым главы муниципальных образований муниципальных районов и городских округов избираются из состава депутатов и возглавляют представительный орган муниципального образования. При этом указанные должностные лица согласно части 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. В свою очередь, главы местных администраций муниципальных районов и городских округов в Республике Крым назначаются по контракту, возглавляют местные администрации и осуществляют полномочия на постоянной основе. Практика реализации нормы пункта 6 статья 22 Федерального закона N 61-ФЗ выявила проблемы, связанные с невозможностью в ряде случаев оформления по месту работы для глав муниципальных образований, возглавляющих представительные органы и осуществляющих полномочия на непостоянной основе, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
Так, администрация города Симферополя уже в течение года ведёт переписку по вопросу оформления главе муниципального образования городской округ Симферополь допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, с Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и городу Севастополю.
Данная проблема не возникнет, если штаб территориальной обороны муниципального образования будет возглавлять лицо, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе. Так, в Республике Крым таким должностным лицом является глава местной администрации.
В связи с изложенным, представленным проектом федерального закона предлагается установить норму, согласно которой руководство штабами территориальной обороны муниципальных образований будут осуществлять не главы муниципальных образований, а главы местных администраций, если глава муниципального образования является главой представительного органа муниципального образования.
У лица, возглавляющего местную администрацию, больше полномочий и практических возможностей для оперативной реализации задач, возложенных на штабы территориальной обороны, чем у лица, возглавляющего представительный орган местного самоуправления. В системе органов местного самоуправления именно местные администрации в силу исполнительно - распорядительного характера своих полномочий осуществляют функции по обеспечению выполнения мероприятий по территориальной обороне.
Принятие рассматриваемого проекта направлено на обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, более слаженной и эффективной деятельности штабов территориальной обороны муниципальных образований, что, в свою очередь будет способствовать решению задач обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, принятия иных федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне" потребует внесения изменений в Положение о территориальной обороне Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2014 года N 482.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.