Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 554108-7 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на исключение правовой неопределенности, связанной с наличием различного понятийного аппарата в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Так, данный закон исходя из пункта 1 статьи 1 регулирует вопросы, связанные с оборотом долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. При этом наряду с понятием "доля в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения" данный закон использует также понятие "земельная доля", такое словоупотребление исторически обусловлено и объясняется необходимостью интеграции в действующее правовое регулирование терминологии использовавшейся в период земельной реформы начала и середины 90-х годов прошлого века.
Однако в правоприменительной практике возникла позиция, согласно которой из пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" вытекает, что в под земельной долей понимается только та доля в праве общей собственности, права на которую возникли непосредственно в результате приватизации сельскохозяйственных угодий при реорганизации колхозов и совхозов. Такой подход приводит к проблемам в правоприменительной практике. Так, к примеру, возникают вопросы о применимости к отношениям, возникающим по поводу долей в общей собственности, приобретенных не в порядке приватизации положений об ограничении оборотоспособности земельных долей, о выделе земельных участков в счет земельных долей (статья 12 и 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", об отсутствии необходимости соблюдения нотариальной формы сделок с земельными долями (статья 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". В результате во многих случаях сельхозтоваропроизводители вынуждены в судебном порядке доказывать возможность выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности и отсутствие необходимости нотариального удостоверения сделок с долями в праве общей собственности, права на которые возникли не в результате приватизации сельскохозяйственных угодий (к примеру, определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 310-КГ17-21995).
В этой связи настоящим проектом федерального закона предлагается устранить противоречия в правоприменительной практике исключив из пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указание на возникновение прав на земельную долю при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
Законов Российской Федерации и Законов РСФСР, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.