Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 556373-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и его последующего исполнения.
В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации необходимо закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.
В целях частичной компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с исключением Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций, поправками в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса предлагается, начиная с 2019 года установить нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты субъектов Российской Федерации на уровне 80% и в федеральный бюджет - 20%.
В настоящее время Бюджетным кодексом установлен норматив зачисления указанных акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 50%.
Расчет общего объема прогнозируемых поступлений акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации произведен исходя из установленных Налоговым кодексом Российской Федерации ставок акциза на соответствующую продукцию и ее объемов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, представленным Министерством экономического развития Российской Федерации письмом от 10 сентября 2018 г. N 25827-АТ/Д03и и учтенных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Дополнительные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с реализацией предлагаемой законопроектом меры составят в 2019 году - 58981 044,9 тыс. рублей, в 2020 году - 62 075 036,2 тыс. рублей, в 2021 году - 65 606 181,8 тыс. рублей, в 2022 году - 67 731 252,0 тыс. рублей, в 2023 году - 71 359 754,9 тыс. рублей, в 2024 году - 75 379 456,7 тыс. рублей.
Предусмотренная законопроектом поэтапная передача акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" с учетом необходимости увеличения объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и региональных дорожных фондов.
В целях доведения к 2024 году доли бюджетов субъектов Российской Федерации в распределении доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, до 100% и соответствующего снижения доли зачисления указанных доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается путем внесения изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" закрепить следующие временные (на период до 2024 года) значения нормативов зачисления указанных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации: в 2020 году - 66,6%, в 2021 году - 74,9%, в 2022 году - 83,3%, в 2023 году - 91,6%.
Начиная с 1 января 2024 г. предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на постоянной основе норматив зачисления 100% доходов от указанных акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Дополнительные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации составят в 2020 году - 57 018 660,7 тыс. рублей, в 2021 году - 121 844 973,7 тыс. рублей, в 2022 году - 192 751 381,6 тыс. рублей, в 2023 году - 269 721 869,7 тыс. рублей, в 2024 году 355 189 562,2 тыс. рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается продлить на период 2021 - 2024 годов временные положения Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации" в части распределения между бюджетами бюджетной системы налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации (далее - налог на прибыль при выполнении СРП).
Предполагается сохранение действующего временного норматива зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации на уровне 25% для налога на прибыль организаций при выполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции ("Сахалин-2") в целях реализации решения о направлении данных средств на реализацию проектов на территории Дальневосточного федерального округа.
По другим соглашениям о разделе продукции норматив распределения налога на прибыль при выполнении СРП сохраняется на уровне 75% для бюджета субъекта Российской Федерации.
Расчет дополнительных поступлений налога на прибыль при выполнении СРП в федеральный бюджет произведен исходя из установленной Налоговым кодексом Российской Федерации ставки налога на прибыль при выполнении соответствующего СРП, фактических данных Федеральной налоговой службы и отдельных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, представленного Министерством экономического развития Российской Федерации письмом от 10 сентября 2018 г. N 25827-АТ/Д03и, и составит в 2021 году - 39 440 862 тыс. рублей, в 2022 году - 38 688 053 тыс. рублей, в 2023 году - 38 601 505 тыс. рублей, в 2024 году - 38 638 088 тыс. рублей.
В целях оптимизации механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов сфере дорожного хозяйства законопроектом предусматривается исключение положения о недопустимости одновременного финансового обеспечения мероприятий государственных программ Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Фонд развития и бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.
При этом во избежание необоснованного увеличения за счет средств Фонда развития объема бюджетных ассигнований, источником формирования которых является Федеральный дорожный фонд, предусматривается корректировка функциональной классификации расходов бюджетов в части наименования подраздела "дорожное хозяйство (дорожные фонды)".
Принятие законопроекта не приведет к увеличению расходов федерального бюджета сверх предельного объема Фонда развития, установленного статьей 179.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 3,5 трлн. рублей).
Кроме того, законопроектом предусматривается приостановка отдельных положений Бюджетного кодекса на период действия временных норм.
Принятие и реализация законопроекта не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Объем дополнительных поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (и соответственно выпадающих доходов федерального бюджета) при изменении норматива зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации рассчитан как разница между объемом поступлений по предлагаемому нормативу 80% и по действующему нормативу 50% и составит в 2019 году - 58 981 044,9 тыс. рублей, в 2020 году - 62 075 036,2 тыс. рублей, в 2021 году - 65 606 181,8 тыс. рублей, в 2022 году - 67 731 252,0 тыс. рублей, в 2023 году - 71 359 754,9 тыс. рублей, в 2024 году - 75 379 456,7 тыс. рублей.
Предусмотренное законопроектом изменение нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты с их поэтапной передачей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации рассчитано с целью их равномерного увеличения относительно установленного на 2019 год значения норматива 58,1%. Предлагается закрепление следующих значений норматива зачисления указанных акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации: в 2020 году - 66,6%, в 2021 году - 74,9%, в 2022 году - 83,3%, в 2023 году - 91,6%, с 2024 года - 100%.
Расчет дополнительных поступлений акцизов на нефтепродукты в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации относительно поступлений в случае продления установленного на 2020 год норматива 58,2% произведен исходя из установленных Налоговым кодексом Российской Федерации ставок акциза на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и прямогонный бензин, и объемов соответствующей продукции, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, представленного Министерством экономического развития Российской Федерации, и составит в 2020 году 57 018 660,7 тыс. рублей, в 2021 году - 121 844 973,7 тыс. рублей, в 2022 году - 192 751 381,6 тыс. рублей, в 2023 году - 269 721 869,7 тыс. рублей, в 2024 году - 355 189 562,2 тыс. рублей.
Дополнительные поступления налога на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции в федеральный бюджет по расчету, произведенному исходя из установленной Налоговым кодексом Российской Федерации ставки налога на прибыль при выполнении соответствующего соглашения о разделе продукции, фактических данных Федеральной налоговой службы и отдельных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, представленного Министерством экономического развития Российской Федерации, составят в 2021 году - 39 440 862 тыс. рублей, в 2022 году - 38 688 053 тыс. рублей, в 2023 году - 38 601 505 тыс. рублей, в 2024 году - 38 638 088 тыс. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.
1. Приказ Минфина России о внесении изменений в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, который применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 г., составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 год.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
2. Приказ Минфина России о внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.