Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 559097-7 "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на регулирование оборота на территории Российской Федерации закиси азота, а также пресечение незаконной деятельности по распространению этого газа для употребления не по назначению.
Закись азота - бесцветный негорючий газ (), применяемый в медицине в качестве ингаляционного наркоза в хирургии (в стоматологии, при родах и т.д.), также имеющий широкий спектр применения в различных отраслях промышленности, в том числе, пищевой - для хранения, консервирования пищевых продуктов, пищевой добавки Е942, в качестве пропеллента и упаковочного газа.
Согласно выводам о губительных свойствах закиси азота при употреблении не по назначению, содержащихся в ответе Минздрава РФ от 30.11.2016 г. на запрос МВД о целесообразности ограничения оборота в России, а также данным отчета по исследованию закиси азота и определению ее психоактивных свойств от 27.06.2013 г., подготовленного Пермской государственной фармацевтической академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России), нецелевое использование закиси азота человеком может привести к необратимым последствиям для его жизни и здоровья: нарушению ритма сердца, недостаточности кровообращения, угнетению дыхания, острой гипоксии и смерти.
Вдыхание закиси азота в небольших количествах по данным экспертного исследования ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, приводит к состоянию эйфории, сопровождающегося беспричинным смехом и галлюцинациями. Именно эти свойства закиси азота, препарат широко стал известен в народе как "веселящий газ", используют продавцы закиси азота, пропагандирующие его как средство развлечения в интернете и в местах массового скопления молодежи (ночных клубах и т.д.). Причем, на своих сайтах в интернете продавцы закиси азота активно убеждают в его безвредности, чем вводят потребителей в заблуждение.
В публичном пространстве периодически широкий общественный резонанс получают случаи отравления, а также гибели молодых людей, возле тел которых правоохранители обнаруживают баллоны с закисью азота. Но, как правило, расследование таких случаев не приводит ни к каким результатам, так как привлечь к ответственности продавцов за распространение закиси азота как средства развлечения, в силу отсутствия на это прямого законодательного запрета не представляется возможным.
В 2012 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пыталась пресечь попытки продажи в интернете закиси азота и пропаганды, рекламы нецелевого использования "веселящего газа". В информационном письме N 01/10531-12-32 "О мерах, направленных на недопущение распространения для целей, не связанных с потреблением по назначению, закиси азота, в целях противодействия практики употребления "веселящего газа", Роспотребнадзор указал, что "массовая продажа закиси азота как товара со специфическими свойствами, по определению, предназначенного к использованию исключительно для использования в медицинских целях в условиях стационара, а также технических и промышленных целях, не предполагающих нахождение данного газа в свободном обращении на потребительском рынке, содержит в себе все признаки противоправных, в том числе уголовно наказуемых деяний" и рекомендовал своим территориальным ведомствам выявлять и сообщать в правоохранительные органы о фактах распространения и продажи закиси азота для ее употребления не по назначению.
Однако анализ судебной практики вступивших в законную силу судебных актов, показал, что суды в ряде случаев отказывают надзорным органам в привлечении физических или юридических лиц к административной ответственности за продажу закиси азота как средства развлечения. В подобных спорах, суды, соглашаются с надзорными органами с тем, что закись азота является специфическим товаром, применяемым в медицинских, технических, промышленных целях и отнесенным к категории одурманивающих препаратов (по состоянию на 1 ноября 2005 г.), который утвержден Постоянным комитетом по контролю наркотиков, протоколы от 9 октября 1996 N 51/7-96, от 22 апреля 1998 N 2/64-98, от 14 апреля 1999 N 2/71-99, от 13 апреля 2005 г. N 2/98-2005 (источник публикации "Новая аптека" N 6, 2006). Вместе с тем, по причине отсутствия прямого законодательного запрета или ограничения оборота закиси азота, суды не привлекают к административной ответственности продавцов "веселящего газа" за факт его продажи для употребления не по значению (Постановление Ленинского районного суда Г. Владимира по делу N 5-132/2012 от 24.12.2012 г., Постановление Ленинского районного суда Г.Владимира по делу N 5-133/2012 от 27.12.2012 г.).
Учитывая то, что химический состав закиси азота в существующих ее видах (медицинской, пищевой, технической) идентичен, регулирование оборота закиси азота в рамках действующего законодательного поля проблематично. Целесообразность введения отдельного законодательного механизма регулирования оборота закиси азота, обосновывается тем, что, закись азота (за исключением медицинской, используемой в ингаляционной анестезии), в отличие от иных одурманивающих препаратов (утв. Постоянным комитетом по контролю наркотиков, протоколы от 9 октября 1996 N 51/7-96,), находится в свободном обращении и широко применяется в хозяйственном обороте, а не отпускается по рецепту врача. По этой же причине включение закиси азота в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, установленных Постановлением Правительства РФ N 681 от 30.06.1998 г., предлагаемое ранее как вариант регулирования данного вопроса, не допустимо, так как может привести к необоснованному ограничению поставок закиси азота как медицинским учреждениям, и так предприятиям промышленности.
С учетом всех этих обстоятельств, законопроект предлагает запретить производство, изготовление, закупку, хранение, перевозку, пересылку, распределение в целях сбыта, либо сбыт, пропаганду употребления (в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), распространение информации, содержащей предложения о сбыте закиси азота для ее использования только не по назначению (не в медицинских, промышленных, технических целях). Это позволит применять за нарушение данного требования ответственность, предусмотренную 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 238 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данный законопроект, устанавливающий правила оборота закиси азота и ее использования, не создаст препятствий к использованию закиси по назначению (медицинских, промышленных, технических целях), но позволит надзорным органам своевременно и эффективно применить необходимые меры пресечения распространения закиси азота для ее употребления не по назначению, в том числе путем блокировки сайтов продавцов закиси, а также привлечения их владельцев к ответственности за незаконную продажу "веселящего газа", популяризирующего его употребление в качестве средства развлечения.
Одновременно с данной инициативой автором законопроекта, в целях запрета на рекламу и пропаганду употребления закиси азота как средства развлечения (в том числе в сети "Интернет"), вносятся изменения в статью 7 Федерального Закона "О рекламе" Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, необходимые для полной реализации концепции законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.