Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 560581-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года"
Досье на проект федерального закона
Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (далее - Конвенция) была принята 13 декабря 1974 г. и вступила в силу 28 апреля 1987 г. Россия как продолжатель СССР участвует в Конвенции с 28 апреля 1987 г.
Положения Конвенции определяют ответственность перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его багажа.
Основу национальных правил о договоре перевозки пассажиров и их багажа морем в главе IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) составляют положения Афинской конвенции.
Присоединение к Конвенции осуществлялось на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1983 г. N 9064-Х.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1988 г. N 9779-XI оформлено решение о присоединении к Протоколу к Афинской конвенции от 19 ноября 1976 г.
Протокол 2002 года принят в Лондоне 1 ноября 2002 г., вступил в силу 23 апреля 2014 г. В Протоколе 2002 года участвуют 28 государств (Греция, Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швеция и проч.), тоннаж которых составляет 44,41% мирового тоннажа (на июль 2017 г.).
Протокол 2002 года внес кардинальные изменения в содержание Конвенции:
введено обязательное страхование пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира (предел обязательного страхования или другого финансового обеспечения составляет не менее 250 000, но не более 400 000 расчетных единиц на одного пассажира в каждом конкретном случае);
установлен предел ответственности по каждому конкретному инциденту за все время перевозки, а не относительно перевозки в целом;
введено требование перевозчиков, удостоверяемое свидетельством об обеспечении страхования или ином финансовом обеспечении для покрытия гражданской ответственности за вред жизни и здоровью пассажиров судна, перевозящего более 12 пассажиров;
включены положения о запрете государством-участником судну, плавающему под его флагом, к которому применяются положения Конвенции, эксплуатироваться в любое время, если оно не имеет свидетельства об обязательном финансовом обеспечении; о необходимости государству-участнику убедиться в том, что судно, которому разрешена перевозка более 12 пассажиров, где бы оно ни было зарегистрировано, при входе в порт или выходе из порта, расположенного на территории государства-участника Протокола 2002 года, имеет обязательное финансовое обеспечение; включен пункт, позволяющий государству-участнику регулировать в соответствии с конкретными положениями национального законодательства предел ответственности в отношении перевозчиков, которые подпадают под юрисдикцию своих судов, если таковой имеется, не ниже установленного в Протоколе 2002 года;
исключена ответственность перевозчика, если инцидент произошел в результате войны, военных действий, гражданской войны, восстания или естественного явления исключительного, неизбежного и непреодолимого характера; или если такой инцидент был всецело вызван действием или упущением, совершенным с намерением вызвать инцидент третьей стороной.
Действующим КТМ (пункт 2 статьи 197) установлено, что в заграничном плавании, "если перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором морской перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" установлена обязанность страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках, в том числе на морском транспорте. Перевозка пассажиров без соответствующего финансового обеспечения в России запрещена.
Кроме того, для осуществления международной морской перевозки пассажиров и их багажа пассажирские суда, плавающие под российским флагом, должны иметь на борту свидетельство о наличии обязательного финансового обеспечения гражданской ответственности, необходимое для входа в порт или выхода из порта, расположенного на территории государства - участника Протокола 2002 года, независимо от участия России в Протоколе 2002 года.
В настоящее время международные перевозки пассажиров и их багажа судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, не осуществляются.
Количество судов под иностранным флагом, осуществляющих указанные перевозки с заходом в порты Российской Федерации, -152.
Учитывая, что Россия является участницей Конвенции и Протокола 1976 года, а также то, что основные положения Протокола 2002 года инкорпорированы в российское законодательство, целесообразно оформить участие в Протоколе 2002 года.
Присоединение к Протоколу 2002 года должно осуществляться на основании федерального закона по следующим основаниям.
Протокол 2002 года содержит правила иные, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в частности, суммы обязательного страхования ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира, отличные от установленных российским законодательством. В этой связи в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" решение о присоединении к Протоколу 2002 года подлежит принятию в форме федерального закона.
Кроме того, положения Протокола 2002 года обязывают в случае ратификации данного Протокола денонсировать Конвенцию и Протокол 1976 года, если государство является их Стороной, и присоединение к данным международным документам осуществлялось на основании указов Президиума Верховного Совета СССР. В этой связи решение о денонсации в соответствии с пунктом 7 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит принятию в форме федерального закона.
СССР присоединился к Конвенции с заявлением, предусмотренным пунктом 1 статьи 22 Конвенции - о том, что в заграничном плавании, если перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами СССР, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства СССР.
Аналогичное положение содержалось в пункте 2 статьи 197 КТМ в редакции до 2012 года. Однако в настоящее время указанное заявление потеряло свою актуальность в связи изменениями, внесенными в пункт 2 статьи 197 КТМ Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Сохранение заявления, предусмотренного пунктом 1 статьи 22 Конвенции, нецелесообразно, поскольку оно дискриминирует граждан России и противоречит пункту 2 статьи 197 КТМ.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года"
Реализация проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года"
Принятие проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года"
Принятие проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.