Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 559909-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 26 января 2015 г. N Пр-134 ведется работа по обеспечению организационного и финансового участия Российской Федерации в программе трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов (далее - Программа).
Программа является инструментом реализации совместных трансграничных проектов субъектов Северо-Западного федерального округа, государств - членов Европейского союза и Норвегии в целях сбалансированного социально-экономического развития, экологического оздоровления и процветания Балтийского региона. Сферами сотрудничества являются транспорт, экология, образование, инвестиции и новые технологии.
В период с 2007 по 2013 год Российская Федерация официально в программе трансграничного сотрудничества "Регион Балтийского моря" не участвовала, российские проектные партнеры привлекались исключительно в качестве ассоциированных партнеров и консультантов без соответствующего финансирования их деятельности.
Вместе с тем полноправное участие Российской Федерации в Программе представляется эффективным механизмом продвижения Российской Федерацией своего стратегического видения развития Балтийского региона, которое государства - члены ЕС должны будут принимать во внимание.
Юридическим основанием участия Российской Федерации в Программе является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации Программы на территории Российской Федерации (финансовое соглашение) (далее соответственно - Стороны, Соглашение). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 2322-р Соглашение подписано российской стороной 25 декабря 2017 г. в городе Москве. Европейская и германская стороны подписали Соглашение 29 января 2018 г. и 30 января 2018 г. соответственно в городе Брюсселе.
Международный договор состоит из текста Соглашения и Приложения к нему, раскрывающего правила проведения закупок российскими партнерами, за исключением публично-правовых организаций а также других юридических лиц, чьи закупки регулируются законодательством Российской Федерации. По тексту Соглашения встречаются отсылочные нормы к текстам Документа Программы, Соглашения о системах управления, финансирования и контроля, Руководства Программы, Стратегии информационного обеспечения Программы, ранее согласованным между Сторонами. Поскольку указанные документы не являются нормативными правовыми актами, содержат оценочные категории и по сути своей представляют описание Программы, они не могут стать частью правовой системы Российской Федерации и не являются приложениями к Соглашению.
Правовые основы взаимоотношений Сторон в рамках реализации Программы определены в Соглашении, в частности:
размеры финансовых взносов Европейского союза и Российской Федерации, порядок перечисления средств Российской Федерации в Программу и условия приостановления Сторонами платежей по Программе.
Поскольку средства Программы формируются за счет совместного взноса Сторон, полученные российскими проектантами средства из бюджета Программы не признаются иностранным финансированием;
условия внесения изменений, приостановления и прекращения действия Соглашения;
институциональная составляющая Программы;
период реализации Программы;
порядок проведения закупок в рамках реализации Программы;
порядок раскрытия информации, порядок передачи персональных данных физических лиц, участвующих в Программе, в базы данных органов управления Программой и по обоснованному требованию - в контрольные органы ЕС, указанные в статье 14 Соглашения;
правила возмещения необоснованно потраченных средств Программы, приведенные в статье 19 Соглашения;
порядок осуществления контроля за использованием средств Программы и предотвращения нарушений, мошенничества и коррупции.
Поскольку Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" оно подлежит ратификации.
Соглашением определены правила возмещения необоснованно потраченных средств Программы. В соответствии со статьей 19 Соглашения в случае, если необоснованно потраченные расходы понесены из средств финансового взноса Европейского инструмента соседства и не могут быть возмещены, согласно программным правилам, содержащимся в пунктах 1 - 7 комментируемой статьи, Национальный орган Российской Федерации (Минэкономразвития России) обеспечивает их возмещение за счет финансового взноса Российской Федерации в Программу.
Кроме того, в Соглашении установлены правила проведения закупок, согласно которым предусмотрено разделение российских проектных партнеров на две категории: юридические лица, осуществляющие закупки согласно положениям Приложения, и юридические лица, руководствующиеся при осуществлении закупок законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Изъятия из законодательства Российской Федерации, предусмотренные Соглашением, касаются изменения правил доступа иностранных лиц к государственным закупкам, проводимым в рамках реализации Программы. Поскольку проектные партнеры получают финансирование в размере 90% от стоимости проекта из бюджета Программы, который формируется из взносов Сторон, к участию в государственных закупках, проводимых в целях реализации проектов, допускаются на равных условиях лица, происходящие из стран, представители которых допущены к закупкам согласно правилам Сторон. Исключение составляет предоставление национальной преференции в целях содействия развитию местного потенциала в отношении договоров на сумму не более 20 000 евро.
В целях установления контроля над использованием средств бюджета Программы частными компаниями, чьи закупки не урегулированы федеральным законодательством, разработаны соответствующие правила, содержащиеся в Приложении. Приложение закрепляет основные принципы, которыми руководствуются участники закупок, необходимые для реализации проектов Программы, устанавливает основания отстранения от участия в закупках и порядок осуществления закупок по договорам об оказании услуг, договорам на выполнение работ и договорам поставки.
Проект федерального закона и Соглашение не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Мероприятия в рамках Программы осуществляются на основе Соглашения и не включены в государственные программы Российской Федерации. Вместе с тем направления реализации Программы соответствуют положениям Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 2074-р, а также стратегиям регионального развития субъектов СЗФО.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)"
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)" (далее соответственно - Соглашение, Программа) Российская Федерация выделяет в бюджет Программы 4 400 000 евро, использование которых предусмотрено исключительно на проектную деятельность на территории Российской Федерации, а также административные расходы, связанные с менеджментом проектов. Соглашением предусмотрено дополнительное перечисление проектным партнерам из Российской Федерации до 4 400 000 евро из бюджета Программы (из взноса европейской стороны).
Обоснованием целесообразности финансирования Программы является удвоение эффекта реализации Программы на 1 евро, вложенный российской стороной.
Предварительная оценка проектных предложений субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО), которые могут быть реализованы в рамках Программы, проведенная Минэкономразвития России, позволяет сделать вывод о том, что финансовое участие Российской Федерации в Программе будет способствовать формированию условий для улучшения экологической обстановки в регионе, инновационного и инвестиционного развития СЗФО, а также освоению новых технологий и, как следствие, созданию новых рабочих мест.
Для субъектов СЗФО, участвующих в Программе, данный формат межрегионального сотрудничества является эффективным инструментом для решения вопросов регионального значения, а также дополнительным источником финансирования региональных инициатив.
Одним из возможных полезных эффектов реализации проектов в рамках Программы (в зависимости от характера проектов) будут налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Соглашения взнос Российской Федерации составляет 4 400 000 евро, из которых в 2018 году перечисляются 3 000 000 евро, включая 1 500 ООО евро, предусмотренные на 2017 год, и 1 400 000 евро - в 2019 году.
Перечисление средств финансового взноса Российской Федерации будет осуществляться посредством привлечения в качестве финансового агента Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на условиях и в порядке, определяемых в соглашении между Российской Федерацией (Минфином России) и ЕБРР.
Финансирование указанных расходов запланировано за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год по подразделу "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества "Интеррег. Регион Балтийского моря" на период 2014 - 2020 годов на территории Российской Федерации (финансовое соглашение)" потребует внесения изменения в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.