Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 563156-7 "О внесении изменений в статьи 152.1 и 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 152.1 и 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации" предлагается внести изменения, направленные на устранение правовой неопределенности в указанных нормах, которая на сегодня позволяет свести к невозможности защиту личных неимущественных прав граждан на неприкосновенность частной жизни и охрану изображения.
Особенно эта проблема затрагивает работников культуры и искусства, политических и общественных деятелей, спортсменов, а также иных граждан, условно называемых "публичными лицами".
Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ в Гражданский кодекс РФ была введена статья 152.2 "Охрана частной жизни гражданина", вступившая в силу с 01.10.2013, пунктом 1 которой установлено:
"1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле."
Аналогичное условие содержится и в подпункте 1 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ "Охрана изображения гражданина", которым установлено: "1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;...".
В настоящее время, когда информация и изображения граждан, при определенных условиях являются выгодным "товаром" и могут приносить существенный доход, в обществе складывается крайне конфликтная ситуация, когда отдельные СМИ, сайты, блогеры и иные "распространители" скандалов, сплетен, слухов и т.п. информации, незаконно используют сведения о частной жизни и изображения граждан, в т.ч. публичных лиц, без их согласия и даже вопреки их возражениям, обосновывая свои действия неким "публичным интересом" и/или тем, что "информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной".
Понятие "публичный интерес" в законодательстве не определено. Та путаница, которая накопилась в судебной практике при толковании "публичного интереса", приводит к выводу, что использовать это понятие именно в статьях 152.1 и 152.2 ГК РФ не следует, т.к. для защиты нарушенных прав в, нем потребности нет, а мешает оно здесь защите - существенно, т.к. неверно толкуется как "интерес публики к любой информации о публичном лице", содействуя неправомерным посягательствам на неприкосновенность частной жизни и несогласованному использованию изображений граждан.
Некоторые юристы полагают, что исключение из статей 152.1 и 152.2 ГК РФ слов "или иных публичных интересов" может привести к затруднениям в применении и толковании этих норм, т.к. термин "публичные интересы" используется и в других нормах законодательства, например, в пункте 1 статьи 1362 ГК РФ (о принудительных лицензиях на объекты промышленной собственности), в статье 387 ГПК РФ (содержащей основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке), статье 53 АПК РФ (регулирующей обращения в суд в защиту публичных интересов). Однако, из практики следует, что ни в одной из указанных норм использование термина "публичный интерес" не привело к таким ошибкам и негативным последствиям правоприменения как это произошло в статьях 152.1 и 152.2 ГК РФ.
Предлагаемые изменения об исключении из статей 152.1, 152.2 ГК РФ ссылок на "иные публичные интересы", а из статьи 152.2 ГК РФ также условия, позволяющего "не считать нарушением правил" использование информации о частной жизни гражданина в случае, если такая информация "ранее стала общедоступной", - не ограничат свободу СМИ в большей мере, нежели такие ограничения уже существуют в цивилизованном мире.
В соответствии с Конституцией РФ: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (часть 1 статьи 23 Конституции РФ). "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются" (часть 1 статьи 24 Конституции РФ). Журналист обязан получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей (пункт 5 части 1 статьи 49 Закона "О СМИ").
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основано на принципах неприкосновенности частной жизни, недопустимости использования информации о частной жизни гражданина без его согласия. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела закреплена и в статье 1 ГК РФ как один из основных принципов гражданского законодательства.
Однако, наличие в статьях 152.1 и 152.2 ГК РФ невнятных условий об абстрактном "публичном интересе" и "ранее ставшей общедоступности", позволяет при наличии недобросовестных мотивов, по ошибке или иной ненадлежащей причине по существу "легализовывать" правонарушения, в т.ч., и при рассмотрении дел о защите личных неимущественных прав в судах.
Причем, как показывает анализ судебной практики, в 2017 - 2018 годы количество судебных ошибок и отказов в исках публичных лиц со ссылками на "публичный интерес" и "ранее ставшую общедоступность" личных сведений - резко возросло. СМИ даже стали сообщать о некоем "повороте судебной практики", чего нельзя допустить при существовании в России конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, а также при охране законом изображения внешности человека.
Законопроект призван повысить уровень защищенности личных неимущественных прав граждан на неприкосновенность частной жизни и охрану изображения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 152.1 и 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 152.1 и 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 152.1 и 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 152.1 и 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.