Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 562612-7 "О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления норматива ежегодной индексации пособий по безработице в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции"
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.
В настоящий момент определение порядка выплаты пособия по безработице, а также установление размера такого пособия определяется Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Одновременно с этим согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. N 1423 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год" в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации на 2018 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей. Стоит отметить, что даже максимальный размер пособия сейчас составляет чуть более половины (около 52 процентов) от установленного с 1 января 2018 года минимального размера оплаты труда и менее 47 процентов от уровня прожиточного минимума трудоспособных граждан за 4-й квартал 2017 года.
При этом указанные размеры не индексировались с 2009 года, а в 2008 году составляли 781 и 3124 рубля соответственно.
Таким образом, с учетом инфляции за последние 9 лет, действующий размер пособия по безработице является устаревшим и не обеспечивает должный уровень жизни для безработных.
При этом, как отмечает Счетная палата Российской Федерации, низкие размеры пособия приводят к тому, что доля численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в общей численности безработных снижается. Так, если за 2016 год эта доля составляла почти 24 процента (один миллион из 4,2 миллиона человек), то за 2017 год она сложилась на уровне 20 процентов (0,8 миллиона из 4 миллионов человек).
Иными словами, граждане просто не видят смысла регистрироваться в качестве безработных, что создает дополнительные риски увеличения показателей скрытой безработицы и ущемления гарантий безработных ввиду их незащищенности.
Законопроектом предлагается реализовать один из возможных механизмов поддержки указанных групп граждан путем установления обязательной величины ежегодной индексации пособий по безработице. В частности, проектом настоящего федерального закона устанавливается, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице, ежегодно определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", ежегодно индексируются на величину не менее прогнозируемого уровня инфляции, положенного в основу формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Настоящий проект федерального закона, реализуя один из возможных механизмов поддержки безработных в нашей стране, позволит повысить уровень их благосостояния, равно как приведет к снижению скрытой безработицы, а также будет являться стимулом для безработных граждан, чье материальное положение является тяжелым, для реализации предоставленных им прав и социальных гарантий.
Одновременно с этим настоящий проект федерального закона является одним из инструментов снижения социального неравенства и социальной напряженности путем сокращения уровня доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления норматива ежегодной индексации пособий по безработице в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции"
Исходя из показателей инфляции за 2017 год в размере 2.5%, а также общего количества лиц, получающих пособия по безработице в 800 тысяч человек, а также максимальный размер пособия по безработице 4900 рублей (установлен Постановлением Правительства РФ от 24.11.2017 N 1423) дополнительные расходы федерального бюджета в 2019 году в связи с принятием настоящего Федерального закона не превысят:
4900 х 2.5% х 800 000 х 12 = 1 миллиард 176 миллионов рублей.
Источником указанных средств будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления норматива ежегодной индексации пособий по безработице в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.