Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 562617-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации пункта 29 плана мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - реестр), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1506-р).
В связи с тем, что сведения из реестра используются в том числе при оказании государственных и муниципальных услуг, их отсутствие или искажение может привести к невозможности предоставления государственных или муниципальных услуг инвалидам либо принятию неправильного решения органом, оказывающим ему такие услуги.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ) статьей 5.1 введена обязанность формирования реестра, наполнение его необходимой информацией Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам (далее - поставщики информации).
Однако ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности до настоящего времени не установлена.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц за непредставление ими сведений, подлежащих включению в реестр, неразмещение или нарушение порядка и (или) сроков размещения сведений либо их размещение не в полном объеме, а также за размещение в реестре заведомо недостоверных сведений, дополнив его новой статьей, устанавливающей 3 состава нарушений и определяющей наказания в виде административного штрафа.
В соответствии с Правилами формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 674, представление поставщиками информации сведений в реестр осуществляется в электронной форме в режиме реального времени одновременно с внесением ответственными лицами информации в государственные информационные системы, операторами которых являются поставщики информации.
В текущем году в реестре обеспечивается размещение:
федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Минтруду России и ФМБА России, - сведений из документов, подтверждающих инвалидность, и разработанных ими программ реабилитации;
Пенсионным фондом Российской Федерации - сведений о пенсиях и выплатах;
Фондом социального страхования Российской Федерации - сведений о технических средствах реабилитации, отдельных выплатах и санаторно-курортном лечении, предоставляемых в рамках набора социальных услуг; Рострудом - сведений об оказании услуг в сфере содействия занятости и отдельных выплатах;
Минздравом России - сведений о высокотехнологичной медицинской помощи, лекарственном обеспечении лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, операциях кохлеарной имплантации и санаторно-курортном лечении в подведомственных учреждениях;
Минобрнауки России - отдельных сведений о получении образования инвалидов.
При этом проведенный Пенсионным фондом Российской Федерации анализ хода размещения сведений в период с 1 января по май 2018 г. выявил, что отдельными субъектами Российской Федерации данная работа осуществляется не на должном уровне.
Так, до настоящего времени не размещены сведения об исполнении индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами Брянской и Саратовской областью, что не позволяет Минтруду России в полной мере обеспечивать оценку эффективности реализации мероприятий по реабилитации инвалидов и использовать сведения реестра при формировании федерального бюджета.
Кроме того, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, имеет место задержка размещения сведений от отдельных учреждений медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности: по состоянию на июнь 2018 г. с задержкой более 45 дней размещены сведения об установлении инвалидности в реестре учреждениями медико-социальной экспертизы по Пермскому краю, Архангельской, Мурманской и Челябинской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу (статистика размещения сведений прилагается).
Несвоевременное представление сведений в реестр может привести к невозможности оказания услуг инвалидам при переходе к их предоставлению в электронном виде на основании сведений из реестра.
Кроме того, в ходе проверочных мероприятий в Республике Дагестан было выявлено искажение сведений об инвалидности, размещенных в реестре, и сведений Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании которых граждане получают выплаты и пенсии (несоответствие группы инвалидности и срока, на который она установлена). По данным фактам проводится проверка правоохранительными органами.
Предлагаемые законопроектом изменения не повлияют на значения показателей и на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре"
Предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре"
N пп |
Наименование федерального закона |
Содержание правового регулирования |
Исполнители, соисполнители |
Примерный срок начала подготовки проекта федерального закона |
1. |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
Нормативы зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от штрафов, налагаемых за нарушение законодательства Российской Федерации, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 46 Кодекса суммы денежных взысканий (штрафов) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 674 расходы, связанные с ведением федерального реестра инвалидов, осуществляются за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий финансовый год на выполнение функций аппаратом Пенсионного фонда Российской Федерации. На основании изложенного потребуется внесение соответствующих изменений в Кодекс в части установления норматива зачисления от указанных штрафов с учетом принятия решения об уровне бюджета для зачисления данных штрафов. |
Минфин России, Минэкономразвития России |
со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.