Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 562625-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице"
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.
В настоящий момент определение порядка выплаты пособия по безработице, а также установление размера такого пособия определяется Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Одновременно с этим согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 г. N 1423 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год"в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации на 2018 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей. Стоит отметить, что даже максимальный размер пособия сейчас составляет чуть более половины (около 52 процентов) от установленного с 1 января 2018 года минимального размера оплаты труда и менее 47 процентов от уровня прожиточного минимума трудоспособных граждан за 4-й квартал 2017 года.
При этом указанные размеры не индексировались с 2009 года, а в 2008 году составляли 781 и 3124 рубля соответственно.
Таким образом, с учетом инфляции за последние 9 лет, действующий размер пособия по безработице является устаревшим и не обеспечивает должный уровень жизни для безработных.
При этом, как отмечает Счетная палата Российской Федерации, низкие размеры пособия приводят к тому, что доля численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в общей численности безработных снижается. Так, если за 2016 год эта доля составляла почти 24 процента (один миллион из 4,2 миллиона человек), то за 2017 год она сложилась на уровне 20 процентов (0,8 миллиона из 4 миллионов человек).
Иными словами, граждане просто не видят смысла регистрироваться в качестве безработных, что создает дополнительные риски увеличения показателей скрытой безработицы и ущемления гарантий безработных ввиду их незащищенности.
Законопроектом предлагается изменить размеры выплачиваемых пособий по безработице, определяя его минимальный размер в зависимости от среднедушевого дохода гражданина.
Так, в отношении граждан, имеющих право в соответствии с указанным Законом на получение пособия по безработице, чей размер среднедушевого дохода не достигает величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, размер получаемого пособия по безработице не может быть менее 80 процентов от указанной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. В случае, если среднедушевой доход гражданина будет превышать указанную величину, размер пособий по безработице для него будет определяться по общему правилу, согласно установленным Правительством Российской Федерации размерам пособий по безработице на очередной календарный год
В целях применения указанных положений расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг.
Среднедушевой доход рассчитывается путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход же одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
Стоит отметить, что аналогичная указанной методика расчета среднедушевого дохода уже применяется в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно" в связи с чем порядок его определения не представляется проблемным.
Одновременно с этим законопроектом устанавливается, что указанные новеллы не применяются в отношении недобросовестных лиц. В частности, в отношении граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также в отношении граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. Размер пособий по безработице для указанных лиц будет определяться по общему правилу, согласно установленным Правительством Российской Федерации размерам пособий по безработице на очередной календарный год.
Таким образом, настоящий проект федерального закона направлен на реализацию адресного подхода в предоставлении социальных гарантий в отношении безработных граждан в зависимости от их среднедушевого дохода и совершения либо несовершения виновных деяний при увольнении.
Кроме того, настоящий проект федерального закона позволит повысить уровень прозрачности в указанных общественных отношениях в части снижения уровня скрытой безработицы, а также будет являться стимулом для безработных граждан, чье материальное положение является тяжелым, для реализации предоставленных им прав и социальных гарантий.
Одновременно с этим настоящий проект федерального закона является одним из инструментов снижения социального неравенства и социальной напряженности путем сокращения уровня доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев населения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице"
Исходя из общего количества лиц, получающих пособия по безработице в 800 тысяч человек, минимального размера пособия по безработице 850 рублей (установлен Постановлением Правительства РФ от 24.11.2017 N 1423), а также установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1490 уровня прожиточного минимума по Российской Федерации в целом за III квартал 2017 года для трудоспособного населения в размере 11160 рублей, дополнительные расходы федерального бюджета в 2019 году в связи с принятием настоящего Федерального закона не превысят:
80 процентов от установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1490 уровня прожиточного минимума по Российской Федерации в целом за III квартал 2017 года для трудоспособного населения = 8928 рублей.
Увеличение размера пособий произойдет на сумму:
8928 - 850 = 8078 рублей на одного человека.
Таким образом, максимальный размер расходов в год составит: 800 000 х 8078 х 12 = 77 548 800 000 рублей.
Источником указанных средств будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице"
В связи с принятием настоящего проекта федерального закона Правительству Российской Федерации:
в течение 30 дней со дня вступления его в силу разработать Правила определения среднедушевого дохода в целях реализации пункта 2 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.