Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 562916-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О связи"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации вопросы развития связи находятся в ведении Российской Федерации. Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - закон "О связи") предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. При этом какие-либо иные нормы, позволяющие развивать связь на территории субъектов Российской Федерации в Законе "О связи", а также Федеральном законе от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отсутствуют.
Данное обстоятельство влечет невозможность реализации на практике крупных инфраструктурных проектов по обеспечению услугами связи территорий субъектов Российской Федерации, не попадающих под реализацию программы устранения цифрового неравенства, так как препятствует заключению соответствующих государственных контрактов, и вызывает вопросы о законности расходования бюджетных средств со стороны контролирующих органов.
Между тем, программа устранения цифрового неравенства, предполагает развитие исключительно универсальных услуг связи, а именно услуг, оказываемых с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
Закон "О связи" предписывает установку хотя бы одного такого средства коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных в поселениях с населением 500 и более человек. В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых уже установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, в свою очередь, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа. Обеспечение услугами связи данной категории населенных пунктов в рамках программы по устранению цифрового неравенства позволило в 2017 году обеспечить услугами связи 51 населенный пункт Пермского края, или 15 тыс. жителей Пермского края.
Иные территории субъектов Российской Федерации не охватываются данной программой и зачастую не обеспечиваются операторами связи услугами связи надлежащего качества, в том числе по экономическим причинам.
При этом, как было отмечено ранее, субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять расходование средств на развитие связи. Подтверждает данный факт отсутствие практики реализации проектов по развитию связи субъектами Российской Федерации. Примерами могут служить единичные контракты по обеспечению услугами связи отдельных территорий в целях реализации иных полномочий субъектов Российской Федерации (в рамках защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения жизни малочисленных народов крайнего севера).
С учетом изложенного, проектом Федерального закона предлагается расширить полномочия субъектов Российской Федерации в сфере развития связи и заменить неоднозначные формулировки "содействует" иными видами деятельности, в частности, возможностью участия в обеспечении развития связи на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, в целях повышения качества и доступности услуг связи.
Расширение возможностей субъектов Российской Федерации в развитии связи на соответствующих территориях по их усмотрению, позволит реализовывать дополнительные инвестиционные программы, финансируемые за счет средств субъектов, для обеспечения услугами связи населенных пунктов, не попавших в программу устранения цифрового неравенства, а также устранить пробел в правовом регулировании, что в свою очередь будет способствовать расширению доступности услуг связи для населения регионов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О связи"
Проект федерального закона " О внесении изменений в статью 6 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" не предусматривает уменьшения или увеличение расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона " О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.