Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 564258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N ИШ-П13-8319, предусматривающим внесение ранее предложенных Минэкономразвития России изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в части установления процедуры проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества исключительно в электронной форме, а также в целях исполнения перечней поручений Президента Российской Федерации от 25 января 2015 г. N Пр-117 (подпункт "е" пункта 2) и от 28 декабря 2016 г. N Пр-2563 (подпункт "б" пункта 1) о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование механизма проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, и об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, проводимых в том числе юридическими лицами, осуществляющими от имени Российской Федерации функции продавца, в целях повышения эффективности и прозрачности проведения таких торгов.
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 860 "Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме" и статьей 32.1 Закона о приватизации установлен механизм проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 января 2015 г. N Пр-117 (подпункт "е" пункта 2), а также в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 Закона о приватизации распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 2488-р утвержден перечень из 6 юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме.
В рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 227-р, Росимуществом и привлекаемыми независимыми продавцами осуществляется продажа федерального имущества в электронной форме.
Минэкономразвития России с 2017 года осуществляется работа по распространению и внедрению опыта электронных торгов на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, использование которых в настоящее время носит необязательный характер.
По итогам 2016 года на электронных торгах субъектами Российской Федерации реализовано 9 пакетов акций акционерных обществ из 107 проданных пакетов акций и 495 объектов иного имущества казны из проданных 26 122 объектов.
2. На уровне субъектов Российской Федерации механизм проведения продажи приватизируемого имущества в электронной форме в достаточной степени не используется, договоры с электронными площадками заключены только 40% субъектов Российской Федерации, из которых не все пользуются услугами электронных площадок.
В связи с этим возникает необходимость в привлечении квалифицированных профессиональных продавцов, в том числе обладающих высокой компетенцией и опытом в области приватизации имущества.
Соответствующий перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1874-р (далее - Перечень).
С конца 2016 года на федеральном уровне продажа приватизируемого федерального имущества указанными юридическими лицами осуществляется в электронной форме, а также на протяжении 2017 года и по настоящее время - проводится исключительно в электронной форме.
В настоящее время полномочия по организации продажи и осуществлению функций продавца большей части подлежащего приватизации федерального имущества осуществляются указанными юридическими лицами.
Субъектами Российской Федерации практически не привлекаются независимые продавцы (в основном продажа осуществляется органами субъектов Российской Федерации в 72% случаев самостоятельно, при этом в случае привлечения продавцов продажу осуществляют созданные ими бюджетные учреждения и казенные предприятия).
Таким образом, внесение изменений в Закон о приватизации в части установления возможности субъектов Российской Федерации привлекать юридических лиц из Перечня позволит распространить практику использования электронных приватизационных торгов на всей территории Российской Федерации с учетом имеющегося опыта на федеральном уровне.
Кроме того, необходимость в привлечении профессиональных продавцов обусловлена в том числе с учетом их возможностей в области проведения "расширенного" маркетинга (предварительное таргетирование групп потенциальных инвесторов, прямые адресные рассылки, печать и распространение буклетов, размещение информации о проводимых торгах на специальных сайтах, в деловых СМИ и наружной рекламы), сбора необходимой информации об объекте продажи, квалифицированного консультирования участников торгов, ведения переговоров и эффективного взаимодействия с потенциальными покупателями.
Согласно положениям статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
При этом порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, установление порядка приватизации государственного имущества, включая в том числе обязанность по проведению торгов в электронной форме и использование для этого компетенций независимых продавцов, определяется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В связи с этим в целях создания дополнительных условий для повышения эффективности проведения торгов по продаже государственного имущества законопроектом предлагается установить возможность субъектов Российской Федерации привлекать юридических лиц из Перечня с учетом имеющихся у таких лиц опыта и компетенций и сложившейся практики их привлечения на федеральном уровне, а также дополнительно утвердить на основании своих законов и иных нормативных правовых актов перечень юридических лиц для организации от их имени продажи приватизируемого государственного имущества и (или) осуществления функций продавца.
Указанные предложения направлены на установление порядка проведения торгов по продаже государственного имущества и при этом не затрагивают вопросы принятия субъектом Российской Федерации решений об управлении и распоряжении своим имуществом.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения обусловлены в том числе позицией Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ", согласно которой необходимо законодательное установление обязанности проведения торгов исключительно в электронной форме в рамках Закона о приватизации.
3. Также с целью исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N Пр-2563 (подпункт "б" пункта 1) законопроектом предлагается исключить возможность проведения торгов с закрытой формой подачи претендентом предложений о цене продаваемого имущества (в запечатанных конвертах), что позволит повысить прозрачность и открытость процедуры проведения таких торгов.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" потребует признания утратившими силу:
Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 585;
Положения об организации продажи государственного имущества посредством публичного предложения и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 549.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнители - Минфин России, ФАС России.
Срок представления в Правительство Российской Федерации - февраль 2019 г.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" потребует внесение изменений в наименование распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1874-р "Об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России, соисполнители - Минфин России, ФАС России.
Срок представления в Правительство Российской Федерации - февраль 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.