Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 564013-7 "О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Концепция законопроекта заключается в создании нового для российской правовой системы института соглашения с регулятором (Банком России) как основания освобождения от административной ответственности по составам правонарушений, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и (или) манипулированием рынком.
Данный законопроект разработан в развитие законопроекта N 220190-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят Государственной Думой в 1 чтении 10 июля 2018 года, далее - законопроект N 220190-7) и направлен на учет замечаний, высказанных участниками законодательного процесса к указанному законопроекту, в том числе замечаний, содержащихся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Поскольку внесение изменений в КоАП должно осуществляться отдельными федеральными законами, в которые не могут включаться нормы, изменяющие другие законодательные акты Российской Федерации, настоящий законопроект вносит изменения в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации" и "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), и должен рассматриваться в комплексе с законопроектом N 220190-7.
Представленным законопроектом предлагается закрепить в профильном законодательстве (с последующим исключением соответствующих проектируемых норм из законопроекта N 220190-7) основные вопросы заключения и исполнения соглашения с Банком России, его содержания и полномочий Банка России, в частности:
1) обязанность лица, заключающего соглашение, уплатить в федеральный бюджет сумму, определенную в соглашении в соответствии с нормативным актом Банка России, но не менее суммы излишнего дохода (суммы убытков), которые такое лицо получило (избежало) в результате операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, совершение которых послужило основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении;
2) обязанность лица, заключающего соглашение, принять определенные Банком России меры либо совершить определенные Банком России действия для предотвращения нарушения законодательства в будущем;
3) срок исполнения лицом, заключающим соглашение, указанных выше обязанностей, который не может превышать 6 месяцев со дня заключения соглашения, а также порядок исполнения таких обязанностей и подтверждения факта их исполнения.
Законопроектом также устанавливается порядок и дополнительные условия заключения соглашения с Банком России:
- соглашение не может быть заключено с должностными лицами и служащими федеральных (субъектовых и муниципальных) органов исполнительной власти, работниками органов управления государственных внебюджетных фондов, а также служащими Банка России, имеющими доступ к инсайдерской информации (лицами, перечисленными в пунктах 9 и 10 части 1 статьи 4 Закона);
- лицо, заключающее соглашение, до его заключения обязано предоставить Банку России исчерпывающую информацию об операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, совершение которых послужило основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в объеме и сроки, определенные Банком России;
- соглашение заключается на основании решения Комитета финансового надзора Банка России, принимаемое в порядке, установленном Банком России, и подписывается Председателем Банка России или его заместителем;
- устанавливается обязанность Банка России публично раскрывать информацию о заключенных соглашениях.
Как показывает мировая практика административных расследований, связанных с противодействием манипулированию или использованию инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, институт соглашения с регуляторами позволяет существенно повысить эффективность государственной политики по защите публичных интересов в сфере регулирования финансового рынка.
Учитывая принципиально новый характер предлагаемого правового института, находящегося как в сфере регулирования КоАП, так и профильного законодательства, дальнейшее комплексное рассмотрение представленного законопроекта и законопроекта N 220190-7, позволит определить оптимальное соотношение норм, закрепляемых в различных законодательных актах, что позволит обеспечить прозрачность и непротиворечивость их понимания и применения на практике.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.