Досье на проект федерального закона
В августе 2018 года исполнилось 50 лет со времени начала крупномасштабной военно-стратегической операции "Дунай" войсками государств - членов Организации Варшавского Договора (ОВД), основной задачей которой была подавление антигосударственного переворота в Чехословацкой Социалистической Республике.
Общеизвестно, что ОВД была создана как противовес агрессивному по сей день Северо-атлантическому военно-политическому блоку стран Запада во главе с США (HATO/NATO). Как и в настоящее время, НАТО всеми силами осуществлял и тогда экспансию "демократических ценностей" на Восток, используя предательство местных элит, "майданные технологии" и угрозу применения военной силы. Для этого на территории ФРГ дислоцировались войска США, Великобритании, Бельгии и были готовы выдвинуться в случае необходимости армейские корпуса Нидерландов и Франции. Все эти мощные войсковые группировки находились в состоянии полной боевой готовности.
К сожалению, обстановка в Чехословакии способствовала активизации натовских стратегов. В начале 1968 года на должность первого секретаря Президиума КПЧ был избран А. Дубчек. Он, не имея продуманного плана по выходу из назревшего кризиса, прибег к демагогии, методам заигрывания с недовольными и саморекламе. Используя это, а также внутрипартийные разногласия и критику "снизу" партийного руководства, активизировалась финансируемая Западом оппозиция, спекулируя на требованиях о "расширении демократии", политической и экономической свободы. Началась открытая кампания по дискредитации государственных структур, органов государственной безопасности и государственного строя в целом. Не встречая противодействия со стороны властей, в стране возникли новые общественные объединения, практически сразу, начавшие выдвигать политические лозунги в виде свержения конституционного строя. Некие "Клуб-231" и "Клуб активных беспартийных" разрослись за короткое время до численности около 40 тысяч человек. В их составе фигурировали бывшие нацисты, члены СС, коллаборационисты из числа католического духовенства и откровенные уголовники. Организации возглавил Ярослав Бродский - в прошлом фашист, на момент событий, состоящий на содержании западных спецслужб.
Ставленник Дубчека - министр внутренних дел ЧССР И. Павел принял меры к ослаблению защиты государственной границы страны с ФРГ. По его указаниям осуществлён демонтаж укреплений, заграждений, ликвидация и вывод пограничных частей. В аппарате МВД начались "чистки". ЧССР, как член организации Варшавского договора, оказалась уязвимой для внешнего вторжения. Предпосылки для вторжения были созданы. Совет НАТО разработал программу "Зефир", согласно которой войска альянса быстрым броском должны занять территорию Чехословакии, после чего "законное правительство" объявит о выходе ЧССР из ОВД и конституционных изменениях в виде смены государственного строя и последующего вступления страны в НАТО. Таким образом, продвижение НАТО на Восток могло стать реальностью ещё в 1968 году.
Перед странами-участницами ОВД, связанными с ЧССР договорными обязательствами по защите и взаимопомощи, встала альтернатива: либо позволить потенциальному противнику силой сменить государственный строй в Чехословакии и получить возможность создать на её территории свою группировку войск; либо решительно воспрепятствовать наглой экспансии "демократии" и пересмотру итогов Второй мировой войны.
Принимая во внимание, что безопасности СССР и его союзников по ОВД может быть нанесён серьёзный ущерб, а также явную угрозу возможных боестолкновений с войсками НАТО со всеми вытекающими отсюда глобальными последствиями, руководством СССР было принято решение, одобренное всеми странами ОВД, об упреждающем вводе войск, начавшемся 21 октября 1968 года.
История показала, что все опасения советского руководства и наших союзников не были напрасными. Несмотря ни на какие уступки и договорённости Запад не намеревался и не намеревается поныне отступать от тактики постоянного "заглатывания" новых территорий на Востоке, нанесения максимального ущерба СССР и его преемнице - Российской Федерации.
Следует ещё раз подчеркнуть, что ввод союзных войск в ЧССР не был произвольным решением, а прямо вытекал из договорных обязательств СССР и стран-членов ОВД.
Численность группировки войск стран ОВД, введённых в Чехословакию в августе 1968 года, составляла более 240 тысяч человек, из которых около 170 тысяч человек входили в состав группировки советских войск, состоящей из 6 общевойсковых армий, одной танковой армии и 2 воздушных армий.
Были сформированы Прикарпатский и Центральный фронты, а также на территории ВНР был развернут Южный фронт для прикрытия действующей группировки.
В течение многих лет утверждалось, что при выполнении операции "Дунай" активных боевых действий не велось. К сожалению, это не так. Стабилизация обстановки в Чехословакии без реальных боевых действий и потерь личного состава не обошлась. Свидетельства участников данной операции говорят о довольно частых и жёстких боестолкновениях с радикально настроенными жителями. Так, воинская часть, следовавшая через г. Банска-Быстрице, была обстреляна из пулемёта, установленного на башне. Подавить огонь удалось только выстрелом из пушки БМП. Зафиксирован факт боестолкновения с толпой вооружённых людей около завода в г. Раковнике. Будучи обстрелянными и понеся потери, советские военнослужащие вынуждены были также применить оружие. Подобных примеров - десятки. О потерях говорилось на совещании командования группировки союзных войск от 23 августа 1968 года. Было озвучено, что только за два дня операции семь наших БМП подожжены бутылками с зажигательной смесью, (некоторые боевые машины сгорели вместе с экипажами), а также уничтожено или повреждено более 300 военных автомобилей. В условиях постоянной угрозы вооружённого конфликта, находясь в повышенной боевой готовности, с большим риском для жизни солдаты и офицеры смогли выдержать серьезные морально-психологические и физические нагрузки, проявить героизм и мужество, достойно выполнить свой воинский долг, порою погибая, с тем, чтобы не было неоправданных жертв среди агрессивно настроенного населения. В ходе проведения военно-стратегической операции "Дунай" по неполным данным погибло 105 советских военнослужащих. О серьёзности вооружённого сопротивления войскам ОВД свидетельствуют "сухие" цифры по количеству вооружения, изъятого у мятежников только военнослужащими двух дивизий ВДВ: 6 станковых пулемётов, 95 ручных пулемётов, 436 автоматов, 372 пистолета-пулемёта, 150 винтовок, 23 гранатомёта, 84 050 патронов, 5 радиостанций, закрыто 9 стационарных радиостанций.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи в ходе осуществления военно-стратегической операции на территории ЧССР свыше 1000 советских военнослужащих были представлены к награждению орденами и медалями. Участникам военно-стратегической операции "Дунай", исполнявшим свои обязанности в сложнейшей обстановке в Чехословакии, приказом Министра обороны СССР N 242 от 17.10.1968 года объявлена благодарность за выполнение интернационального долга.
Вопрос о признании советских солдат и офицеров (являющихся теперь гражданами России), осуществивших военно-стратегическую операцию "Дунай" 1968 года в составе союзных войск стран ОВД в Чехословакии, участниками боевых действий до сих пор не решён. Это является несправедливым и негуманным по отношению к нашим согражданам, честно и добросовестно выполнявшим свой воинский долг. Это несправедливо и потому, что лица, выполнявшие аналогичные обязанности в Корее и Вьетнаме, Алжире и Египте, Йеменской Арабской Республике, Анголе и Мозамбике, Камбодже и Лаосе, Эфиопии и Афганистане, Ливане и Таджикистане, как теперь и в Сирии - приравнены к участникам боевых действий. Не может быть серьёзным аргументом информация Министерства обороны РФ о том, что "органами государственной власти СССР решения о ведении боевых действий с участием советских военнослужащих в период политического кризиса в ЧССР в 1968 году не принимались", а потому наши военнослужащие участия в боевых действиях, якобы, не принимали. Подобная позиция отрицания очевидного, помимо искажения действительности под надуманным предлогом, ещё и безнравственна. Российская Федерация сама протестует против т.н. "двойных стандартов" в оценке исторических событий со стороны "партнёров", между тем по отношению к своим согражданам демонстрирует прямо противоположное. Это тем более безнравственно, что "цена вопроса" в денежном эквиваленте совсем невысока.
Принимая во внимание, что в нынешней сложной, тревожной международной обстановке, сложившейся вокруг России, особенно важно поддержать патриотизм российских солдат и офицеров, защищающих территориальную целостность страны, в том числе и за рубежами нашей Родины, как защищали в 1968 году в Чехословакии, группа депутатов Государственной Думы подготовила проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах".
В данном законопроекте предлагается по этому вопросу дополнить раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" позицией следующего содержания:
"Выполнение задач по подавлению попытки государственного переворота и обеспечению стабилизации обстановки в Чехословацкой Социалистической Республике в ходе осуществления крупномасштабной военно-стратегической операции войсками государств - членов Организации Варшавского Договора: с 21 августа по ноябрь 1968 года".
Проект федерального закона коснется граждан России, участвовавших в операции "Дунай", возраст которых после вступления закона в силу превысит 70 лет, и, которые нуждаются в моральной, а часть из них и в дополнительной материальной и социальной поддержке государства. Признавая проявленное ими мужество и стойкость при выполнении воинского долга в условиях военного положения в ЧССР в период с 21.08.1968 года по ноябрь 1968 года считаем необходимым восстановить по отношению к ним историческую и социальную справедливость - признать участников военно-стратегической операции "Дунай" ветеранами боевых действий и предоставить им меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" потребует выделения средств из федерального бюджета для финансирования мер социальной поддержки, установленных участникам военно-стратегической операции "Дунай" в составе группы войск стран Организации Варшавского Договора в период с 21 августа 1968 года по ноябрь 1968 года в Чехословакии.
В настоящее время, по сведениям Межрегиональной общественной организации ветеранов воинов - участников осуществления крупномасштабной военно-стратегической операции "Дунай" на территории Чехословакии в вышеуказанный период общая численность военнослужащих - участников военно-стратегической операции "Дунай", живущих в Российской Федерации, составляет около 30 тысяч человек. Поскольку возраст большинства участников военно-стратегической операции в ЧССР превысит после вступления закона в силу 70 лет, многие из них имеют льготы как инвалиды, ветераны военной службы или ветераны труда, то дополнительные расходы из средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию соответствующих мер их социальной поддержки, потребуются в меньших объемах. В связи с тем, что не у всех участников военно-стратегической операции "Дунай" (в основном у солдат рядового и сержантского состава) в военных билетах имеются конкретные записи о пребывании в составе советских войск на территории ЧССР в период с 21 августа по ноябрь 1968 года, численность лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом, на начальном этапе в 2017 году составит около 4000 человек.
В 2019 году расходы федерального бюджета, необходимые для финансирования мер социальной поддержки военнослужащим, принимавшим участие осуществлении военно-стратегической операции в ЧССР, могут составить около 120 млн. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.