Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 566269-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части усиления контроля за расходованием средств материнского (семейного) капитала при их направлении на улучшение жилищных условий.
Действующее законодательство позволяет направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение обязательств по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, обеспеченным ипотекой и заключенным в том числе с "иными" некредитными организациями, которые не относятся к организациям, подконтрольным Банку России и другим государственным органам.
Организации подобного типа не включены в перечень организаций, осуществляющих денежные операции, и, как следствие, они не подпадают под действие Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Практика применения Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", исключившего микрофинансовые организации из перечня организаций, на погашение обязательств по договорам займа которых направлялись средства материнского (семейного) капитала, показала, что если до вступления в силу указанного Федерального закона доля договоров займа с микрофинансовыми организациями составляла 36,7% от общего количества договоров займа, на погашение обязательств по которым направлялись средства материнского (семейного) капитала, то после исключения микрофинансовых организаций из числа операторов средств материнского (семейного) капитала доля их участия фактически перераспределилась между кредитными потребительскими кооперативами - 13,9% и "иными" организациями - 22,7%.
В настоящее время доля займов у "иных" организаций, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, в общем количестве кредитов и займов, на погашение которых направляются средства материнского (семейного) капитала, составляет 17,1%.
Займы предоставляются "иными" организациями по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает затраты семьи на приобретение жилья за счет оплаты повышенных процентов и риски несвоевременной оплаты либо неоплаты основного долга и процентов по полученному займу. Данное обстоятельство может привести к изъятию заложенного (часто единственного) жилья заемщика.
В связи с этим риски неправомерных действий с использованием средств материнского (семейного) капитала, направляемых в погашение займов, выдаваемых такими организациями, остаются высокими.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, в период 2015 - 2017 годов и I квартал 2018 г. правоохранительными органами возбуждено 599 уголовных дел в отношении организаций, выдавших займы, из них в отношении "иных" организаций - 463 уголовных дела.
В целях дальнейшего ограничения выхода на рынок организаций, деятельность которых не контролируется Банком России и другими государственными органами и может быть направлена на совершение противоправных действий в отношении средств материнского (семейного) капитала, представляется целесообразным исключить "иные" организации из числа организаций, предоставляющих займы, на погашение которых возможно направление средств материнского (семейного) капитала.
Одновременно законопроектом предлагается включить в число указанных организаций единый институт развития в жилищной сфере (АО "ДОМ.РФ", ранее - АО "АИЖК"), а также сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, выделив их из числа "иных" организаций.
В соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанный институт осуществляет выдачу ипотечных займов, включая займы, предусматривающие использование средств материнского (семейного) капитала. Так, в 2015 году по кредитованию на условиях специального ипотечного продукта "Материнский капитал" АО "АИЖК" было предоставлено (приобретено) 1036 займов на общую сумму 1560 млн. рублей, в 2016 году - 437 займов на общую сумму 684 млн. рублей, в 2017 году и I квартале 2018 г. - 5248 займов на общую сумму 7994,9 млн. рублей.
Также, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, количество заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, поданных на погашение основного долга и уплату процентов по договорам займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами на приобретение или строительство жилья, в 2017 году и I квартале 2018 г. составило 5,5 тыс. на сумму 2,4 млрд. рублей (5% общего числа заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договорам займов, предоставленных "иными" организациями).
Таким образом, предлагаемые изменения позволят установить исчерпывающий перечень организаций, контролируемых Банком России, на погашение займов у которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, и при этом не повлекут за собой ущемления прав граждан в части распоряжения ими средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
В целях усиления контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых с использованием средств материнского (семейного) капитала, законопроектом предлагается установить в качестве одного из оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий наличие информации о признании непригодным для проживания жилого помещения (объекта индивидуального жилищного строительства), приобретение которого в соответствии с указанным заявлением планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, при рассмотрении в первом полугодии 2017 г. 236 640 заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения, в том числе с использованием заемных средств, было выявлено 1255 случаев, подтверждающих факт незаконного использования средств материнского (семейного) капитала в связи с приобретением жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, информация о которых была направлена в правоохранительные органы.
В целях получения информации о пригодности (непригодности) жилого помещения законопроектом предусматривается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы направляют запрос, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органы местного самоуправления, государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) об отсутствии или наличии в отношении жилого помещения информации о признании его непригодным для проживания либо подлежащим сносу или реконструкции.
Предлагаемые изменения позволят исключить возможность злоупотребления со стороны владельцев государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал при использовании средств материнского (семейного) капитала на приобретение помещений, непригодных для проживания.
Согласно действующей редакции Федерального закона средства материнского (семейного) капитала могут быть выданы при представлении письменного обязательства в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
При этом Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию.
Вместе с тем согласно части 4 статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2020 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменения в указанную норму Федерального закона, заменив слова "после получения кадастрового паспорта" на слова "после государственной регистрации права собственности на построенный (реконструированный) объект".
Также в связи с вступлением в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 12 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", согласно которому изменился порядок и сроки информирования граждан о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части), законопроектом предлагается внесение в Федеральный закон изменений, предусматривающих уточнение срока, в течение которого территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет обладателей сертификата на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами в полном объеме, о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки (месячный срок).
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения коснутся только случаев подачи заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий после вступления законопроекта в силу.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862".
Ориентировочный срок принятия постановления - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие постановления необходимо с учетом изменений, которые вносятся федеральным законом в положения статей 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и направлено на уточнение действующих Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в части определения перечня видов организаций, на погашение займов у которых возможно направление средств материнского (семейного) капитала, и установления возможности осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами запроса информации о признании приобретаемого с использованием средств материнского (семейного) капитала жилого помещения непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу или реконструкции.
Головным исполнителем по разработке проекта постановления является Минтруд России, соисполнителями - Минстрой России и Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Приказ Минтруда России "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2012 г. N 346н".
Ориентировочный срок принятия приказа - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие данного приказа необходимо с учетом изменений, которые вносятся федеральным законом в положения статьи 8 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и направлено на уточнение Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в части установления возможности осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами запроса в отношении приобретаемого с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилого помещения информации о признании его непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу или реконструкции.
Головным исполнителем по разработке проекта приказа является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.