Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 568200-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Законопроект) подготовлен исходя из правоприменительной практики внесения авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Законопроектом вносятся следующие изменения в статью 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ): предусматривается возможность для лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, исполнить право внесения авансового платежа, рассчитав его размер одним из трех способов:
в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате (с учетом корректировки ее размера) за предыдущий год;
в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
в размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объеме или массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода.
Выбор способа определения размера квартального авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, осуществляется самостоятельно для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата.
При этом выбранный способ расчета на будущий год (год, следующий за отчетным) указывается в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, представляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Авансовые платежи являются частью платы, поэтому статья 16.4 Закона N 7-ФЗ дополняется нормой о том, что правила исчисления квартальных авансовых платежей определяются в порядке, установленном пунктом 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ.
Внесение указанных изменений позволит минимизировать случаи переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В настоящее время указанная проблема носит массовый характер и достигла существенного масштаба. По данным Росприроднадзора за 2016 год и первое полугодие 2017 г., от компаний поступило почти 19 тыс. заявлений на зачет или возврат излишне уплаченных сумм платы на общую сумму порядка 4,3 млрд. рублей. Для крупных компаний речь идет о значительных суммах отвлекаемых средств - миллионах рублей по компании. Такая ситуация негативно влияет на финансовую устойчивость предприятий и организаций реального сектора экономики, приводит к существенному повышению трудозатрат сотрудников территориальных органов Росприроднадзора и влечет за собой снижение возможностей для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в бюджеты которых поступает 95% платы за негативное воздействие на окружающую среду, планировать свои доходы, поскольку при принятии Росприроднадзором (его территориальными органами) решения о возврате излишне уплаченных сумм платы произойдет уменьшение доходов соответствующих бюджетов (на суммы ранее уплаченных природопользователями квартальных авансовых платежей).
Согласно пункту 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом, а квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (20 апреля, 20 июля, 20 октября) (пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
С учетом изложенного вступление в силу закона предполагается с 1 января 2019 г.
Статьей 1 Законопроекта предусматривается возможность выбора природопользователем способа расчета авансового платежа, а также необходимость уведомления Росприроднадзора о своем выборе. Выбор способа платежа осуществляется природопользователем при подаче годовой декларации о плате (не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом).
Также вносятся изменения в статью 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пункту 3 указанной статьи, до 1 января 2019 г. лимиты на выбросы и сбросы, установленные статьей 23 Закона N 7-ФЗ, признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ. Данный пункт планируется дополнить ссылкой на пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции законопроекта).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые Законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Законопроект) позволит минимизировать случаи переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Основная цель Законопроекта - повышение финансовой устойчивости предприятий и организаций реального сектора экономики, минимизировав случаи переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Принятие Законопроекта не потребует дополнительных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате принятия Законопроекта не ожидается. Реализация полномочий, предусмотренных Законопроектом, будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Авансовые платежи вносятся за первые три квартала, и сумма платы корректируется по итогу отчетного периода (года). Вносимые изменения в статью 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не затрагивают механизм исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период (исходя из фактически оказанного негативного воздействия), следовательно, не приведут к уменьшению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не влияет на доходы и расходы физических лиц.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" не предусматривается признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" не потребуется признание утративших силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Для реализации Федерального закона потребуется подготовка:
проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Цель: Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду дополнить правилами исчисления квартальных авансовых платежей.
Предмет: вопросы определения размера квартального авансового платежа по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Содержание правового регулирования: внесение изменений в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с уточнением порядка расчета авансовых платежей.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проектов нормативных актов, - Минприроды России;
приказа Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 9 января 2017 г. N 3 "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Цель: учет в форме декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду изменений в порядке расчета авансовых платежей.
Предмет: вопросы определения размера квартального авансового платежа по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Содержание правового регулирования: внесение изменений в форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в связи с уточнением порядка расчета авансовых платежей.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия Федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проектов нормативных актов, - Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.