Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается новая редакция статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК), согласно которой представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической направленности и надлежащим образом оформленные полномочия.
Законопроект не содержит конкретных положений и механизмов, обеспечивающих доступность для граждан квалифицированной юридической помощи. Вместо этого предлагается закрепить дополнительные ограничения гражданских прав для лиц, не обладающих квалификацией юриста, что противоречит положениям статей 48 и 55 пункта 3 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, наличие юридического образования, ученой степени кандидата или доктора юридических наук само по себе не может свидетельствовать о наличии необходимых профессиональных навыков судебного представительства.
Из законопроекта неясно, кем и каким образом будет проверяться наличие государственной аккредитации той или иной образовательной программы, а также какими документами, помимо документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования, должны быть подтверждены полномочия представителя в суде.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" ученые степени присуждаются по научным специальностям. Таким образом, использование формулировки "ученая степень по юридической направленности" представляется некорректным.
В результате принятия изменений, предлагаемых к внесению в ГПК, стоимость услуг судебного представителя, формально соответствующего предложенным критериям, может увеличиться. В результате, с одной стороны, увеличение стоимости оплаты услуг судебного представителя никак не будет гарантировать его реальную квалификацию, а с другой - может сделать абсолютно недоступными услуги по-настоящему профессионального судебного представителя.
Распространение образовательного ценза по аналогии со статьей 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на представителей в гражданском и арбитражном процессе, основанном на равенстве участников правоотношений, может ограничить доступ к правосудию и создать дополнительную финансовую нагрузку на участвующих в деле лиц.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 октября 2018 г. N 8157п-П4 "Заключение на проект федерального закона N 567946-7 "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу Законодательным Собранием Санкт-Петербурга"
Текст письма официально опубликован не был