Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 567794-7 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом Российской Федерации "О естественных монополиях" от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ статьей 4 определены сферы деятельности субъектов естественных монополий в т.ч. услуг в речных портах. Закон принимался в период повсеместного акционирования и приватизации государственных морских и речных портов, как правило доминирующих на еще не устоявшемся рынке оказания услуг. За прошедший период произошли существенное изменения. Только в речных портах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта было выдано более 600 лицензий на ведение погрузочно-разгрузочных работ в речных портах, что позволяет грузовладельцам самостоятельно выбирать организацию в зависимости от тарифа на услугу, качества и сроков ее выполнения. Вместе с тем в реестр субъектов естественных монополий в сфере услуг речными портами были включены 40 акционерных обществ, что ставит их в неравные условия с остальными участниками рынка, создавая тем самым дискриминационные условия для их деятельности. По заказу Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Волжским государственным университетом водного транспорта была выполнена научно-исследовательская работа "Подготовка обоснования по исключению речных портов из перечня естественных монополий", в котором подтверждается возможность прекращения тарифного регулирования в сфере услуг речных портов и исключению их из реестра естественных монополий. Такой же позиции придерживается и Федеральная антимонопольная служба России.
Анализ рынка погрузочно-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте, проведенный Федеральной антимонопольной службой совместно с ее территориальными антимонопольными органами в 2006 - 2009 годах выявил существенное увеличение участников рынка.
В среднем по стране на одного хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, приходится 15 других хозяйствующих субъектов, расположенных, как правило, в одной зоне тяготения грузопотоков и тарифы которых не регулируются.
В ряде речных бассейнов запас производственных мощностей в речных портах многократно превышает потребности в услугах по погрузо-разгрузочным работам.
Такая же ситуация сложилась и в речных бассейнах, в которых грузы с перевалкой в речных портах доставляются в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Здесь также появились технические возможности и фактически востребованы аналогичные услуги других хозяйствующих субъектов. Например, в Обь-Иртышском бассейне перегрузку грузов, следующих в эти районы осуществляют следующие порты: Томский, Омский, Тобольский, Новосибирский, Сургутский, Нижневартовский и несколько организаций среднего бизнеса, не входящие в реестр монополистов; в Енисейском бассейне: Красноярский, Лесосибирский порты, включенные в реестр и организации не включенные в реестр; в Ленском бассейне: Осетровский речной порт, Алроса-терминал, Якутский, Ленский порты.
То есть, во всех речных бассейнах, в том числе и в портах-участниках северного завоза, в области погрузочно-разгрузочных работ предлагаются услуги в условиях конкуренции. Это означает отсутствие в этой сфере деятельности условий естественной монополии, а значит и компании-монополиста, занимающей доминирующее положение, что позволяет заказчикам покупать услуга на погрузочно-разгрузочные работы по цене ниже средне-рыночной. И, в целом, востребованность на этом рынке услуг получает тот хозяйствующий субъект, через которого доставка грузов конечному потребителю является наименее затратной.
Таким образом, исключение услуг речных портов из Реестра монополистов не вызовет повышения цен в области погрузочно-разгрузочных работ, в том числе и на погрузо-разгрузочные работы по обслуживанию северного завоза.
Принимая во внимание вышеозначенную сложившуюся конкурентную среду, Федеральная служба по тарифам приказом от 21 июля 2009 года N 170-т/9 отменила регулирование тарифов в 35 речных портах, за исключением нескольких портов (в т.ч. порты Благовещенский, Красноярский, Лесосибирский, Якутский) находящихся в сибирских регионах.
Вместе с тем, все речные порты остались в Реестре монополистов и это определяет существенное ограничение их деятельности (по сравнению с конкурентами, не включенными в Реестр), в том числе на них распространяется Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 г. N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей". Субъекты естественной монополии обязаны представлять ежеквартально следующую информацию: бухгалтерскую и статистическую отчетность предприятия; объем услуг в речных портах; данные о доходах, расходах и себестоимости услуг в речных портах (по номенклатуре перегружаемых грузов и оказываемых услуг); применяемые тарифы на услуги в речных портах; данные о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате работников в целом по предприятию и по видам оказываемых услуг. В условиях тяжелейшего финансового состояния предприятие не имеет возможности содержать дополнительный штат для выполнения этих требований. По сообщению портов затраты на дополнительную отчетность составляют до 3 млн. руб. в год.
Руководитель антимонопольной службы Артемьев И.Ю. на встрече с руководителями Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта в Торгово-промышленной палате России 11 декабря 2017 года рассмотрел вопрос по исключению в сложившихся условиях услуг речных портов из Реестра монополистов путем внесения поправок в федеральный закон N 147-ФЗ от 17 августа 1995 г. и согласился с этим предложением.
На Экспертном Совете при комитете Государственной Думы по транспорту и строительству 20 февраля 2018 г. было принято положительное решение, о внесении на рассмотрение Координационным Советом соответствующего проекта федерального закона "О внесении изменений в ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О естественных монополиях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О естественных монополиях" потребует внесения изменения в статью 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ (ред. 29.12.2017) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557), а именно:
статью 33 О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" изложить в следующей редакции:
"абзац шестой пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2006, N 1, ст. 10) изложить в следующей редакции:
"услуги в транспортных терминалах, портах (за исключением речных портов) и аэропортах"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.