Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 569230-7 "О внесение изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время частью 1 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений. В то же время законодатель не предусмотрел возможности заключения отдельных договоров социального найма на изолированные жилые помещения при прекращении семейных отношений.
В связи с тем, что граждане в силу различных обстоятельств не могут решить свои жилищные проблемы, возникает необходимость заключения отдельного договора социального найма на жилое помещение. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения таких граждан.
Проблема может возникнуть при расторжении брака, когда один из бывших супругов не платит за жилое помещение и коммунальные услуги, а другой по этой причине не может оформить себе субсидию или же вынужден оплачивать полностью коммунальные услуги, так как взыскать часть денег с бывшего члена семьи не представляется возможным. Острейшую необходимость отдельный договор приобретает в случаях, когда один из зарегистрированных в жилом помещении, но не проживающий в нем гражданин, не дает согласия на вселение в помещение и регистрацию в нем другого члена семьи нанимателя.
Настоящим законопроектом предлагается путем внесения изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации законодательно закрепить право дееспособного члена семьи нанимателя (бывшего члена семьи нанимателя) требовать заключения с ним отдельного договора социального найма, если в соответствии с приходящейся общей площади жилого помещения либо с учетом соглашения о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено изолированное жилое помещение, удовлетворяющее требованиям статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Такой наниматель сможет самостоятельно совершать в отношении закрепленного за ним изолированного жилого помещения различные распорядительные акты (вселение новых членов семьи, обмен, плата за ЖКУ и др.).
В ряде случаев именно раздел жилого помещения позволит обеспечить соблюдение жилищных прав всех граждан, проживающих (зарегистрированных) в таком жилом помещении.
Очевидно, что после прекращения семейных отношений лица, проживающие или зарегистрированные в жилом помещении, являются разными семьями. Надлежащее исполнение обязанностей и несение ответственности каждого из них за их неисполнение невозможны без установления отдельных жилищных правоотношений для проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении и существование одного (единого) договора для разных семей юридически представляется абсурдным.
Кроме того, наличие отдельных договоров социального найма будет способствовать повышению платежной дисциплины со стороны нанимателей и членов их семей. Как показывает практика, в том числе и судебная, договорная процедура по порядку и размеру участия нанимателя и бывшего члена его семьи в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не приносит положительных результатов ввиду невозможности достижения соглашения между сторонами.
Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилищных правоотношениях допускается применение жилищного законодательства по аналогии, в связи с чем к рассматриваемым правоотношением может быть применена статья 127 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как данная норма регулирует сходные отношения, т.е. отношения участников по пользованию жилым помещением, в которых одним из правомочий таких участников является возможность раздела жилого помещения.
Проблема так называемого раздела жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно. По мнению заявителей, отсутствие в новом Жилищном кодексе Российской Федерации статьи, аналогичной статье 86 Жилищного кодекс РСФСР, противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации установление оснований и условий приобретения права пользования жилыми помещениями членами семьи нанимателя жилого помещения относится к прерогативе законодателя, который в пределах предоставленных ему полномочий вправе изменить правовое регулирование пользования жилым помещением по договору социального найма указанной категорией граждан.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.