Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 573725-7 "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правовых основ статуса, повышение эффективности и результативности деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее - региональные уполномоченные). Целью законопроекта является установление единых принципов организации деятельности региональных уполномоченных и закрепление общих начал их взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Принятые в 2015 году положения федерального законодательства, регламентирующие статус и деятельность региональных уполномоченных (статья 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), предопределили новый этап в развитии этого института. Закрепление на федеральном уровне основ правового статуса региональных уполномоченных усилило гарантии их независимости, повысило эффективность работы и степень взаимодействия с органами государственной власти и способствовало распространению этого института во всех российских регионах.
Вместе с тем результативность деятельности региональных уполномоченных во многом определяется условиями, созданными для них в каждом субъекте Российской Федерации и, в первую очередь, эффективным функционированием нормативно-правовой базы в части регулирования их деятельности. Законы о региональных уполномоченных приняты во всех 85 субъектах Российской Федерации. Однако подходы к решению вопросов правового обеспечения деятельности омбудсменов в субъектах Российской Федерации ставят жителей различных регионов, обращающихся к региональным уполномоченным, в неравные условия с точки зрения возможностей получения от них полноценной правозащитной помощи.
Другая проблема заключается в ограниченности возможностей региональных уполномоченных, недостаточности имеющихся у них юридических средств для защиты прав и законных интересов граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах. До настоящего времени остается актуальным вопрос о соответствии объема и функционального содержания полномочий регионального омбудсмена целям и задачам данного института. Статистика свидетельствует о том, что с положительным результатом рассматривается незначительная часть жалоб, поступающих к региональным уполномоченным. Вследствие этого в 2016 году к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступило более 1200 единиц корреспонденции от региональных уполномоченных, в каждой четвертой из которых содержится просьба использовать потенциал именно федерального омбудсмена для защиты интересов конкретных граждан ввиду отсутствия необходимого ресурса у региональных уполномоченных.
От региональных уполномоченных поступают многочисленные обращения по поводу недостаточной численности их аппаратов, которая определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно. Региональные власти зачастую решают этот вопрос без учета масштабов территории, численности населения, социально-экономических особенностей субъекта Российской Федерации. Расчет рабочей нагрузки сотрудников аппарата регионального уполномоченного, находящихся на должностях государственной гражданской службы, показывает, что ее средний нормативный показатель должен рассчитываться исходя как минимум из следующего соотношения: 1 штатная единица на 250-300 тысяч жителей.
Кроме того, компетенция регионального уполномоченного предполагает системное взаимодействие как с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, так и с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, субъектами общественного контроля и иными государственными и общественными институтами. Урегулировать все направления и формы такого взаимодействия в рамках одной статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не представляется возможным.
Законопроектом устанавливаются основные характеристики статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, воспроизводящие большинство положений действующего правового регулирования, а также восполняются обнаруженные пробелы правовой регламентации. Предлагается расширение и закрепление функций регионального омбудсмена, в том числе обращение с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном статьями 40, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, участие в заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в работе его комитетов и комиссий при рассмотрении ими проектов законов субъекта, связанных с правами и свободами человека.
Принятие законопроекта позволит также установить единые подходы и стандарты в вопросах организации специализированной государственной правозащиты, осуществляемой региональными уполномоченными в субъектах Российской Федерации.
Концепция законопроекта обсуждалась в сообществе российских региональных уполномоченных по правам человека и в целом была ими поддержана.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" не содержит новых расходных обязательств. Дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" потребуется принятие федеральных законов (проекты внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с указанным проектом федерального закона):
- "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- "О внесении изменения в статью 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации";
- "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.