Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 575258-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности контроля качества товаров, находящихся в обращении, и борьбы с их фальсификацией, создания цивилизованного рынка и развития экономики.
Наличие незаконного оборота товаров не только не стимулирует заинтересованность добросовестных участников рынка в инвестировании в развитие отраслей экономики, но и приводит к потерям бюджетной системы Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.
Масштабность проблемы и комплексный характер незаконного оборота товаров требуют скоординированного взаимодействия органов государственной власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях и применения широкого перечня межгосударственных механизмов.
В условиях интеграции российской экономики в мировую экономику и ее функционирования в рамках единого экономического пространства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в Российской Федерации требуется построить эффективную комплексную систему противодействия незаконному обороту товаров и внедрить единую национальную информационную систему маркировки и прослеживаемости оборота товаров.
Вместе с тем внедрение различных отраслевых информационных систем со сходным и, при дальнейшем развитии, пересекающимся функционалом приводит к совершенно разным подходам к средствам идентификации, сведениям, которые должны передаваться в электронном виде в единую национальную информационную систему маркировки и прослеживаемости, разным подходам при внедрении технологии агрегации, а также разным подходам при выводе из оборота товара при реализации конечному потребителю.
Эффективное разрешение сложившейся ситуации обеспечивается координацией разработки и внедрения единой национальной информационной системы маркировки и прослеживаемости для разных товарных групп, а также определением единых стандартов и принципов развития данной системы.
Приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту товаров отрасли промышленности закреплены в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.
Это табачная, ювелирная, пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская, автомобильная, авиационная, топливная, химическая, электронная, кабельно-проводниковая промышленность, а также сельхозмашиностроение, производство строительных материалов, индустрия детских товаров, машиностроение.
Законопроект предусматривает создание и внедрение информационной системы мониторинга движения товаров от производителя до конечного потребителя с использованием контрольных (идентификационных) знаков (далее - Информационная система).
Цель внедрения Информационной системы - обеспечение поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных товаров путем защиты легального оборота от фальсифицированных и контрафактных товаров, а также товаров, не отвечающих установленных требованиям к качеству, эффективности и безопасности.
Ожидаемые эффекты от создания Информационной системы включают:
- повышение уровня жизни и здоровья граждан за счет повышения качества товаров, роста уровня оперативности получения необходимой информации о товарах и их качестве, полноты и достоверности информации о товарах;
- повышение эффективности противодействия поступлению в оборот фальсифицированной и контрафактной продукции на территории Российской Федерации;
- повышение эффективности противодействия незаконному ввозу товаров;
- повышение эффективности противодействия ввозу товаров по заниженной таможенной стоимости;
- повышение эффективности государственного контроля (надзора) за обращением отдельных групп товаров;
- экономию бюджетных средств;
- увеличение поступлений в бюджет за счет повышения собираемости налоговых и таможенных платежей;
- снижение влияния недобросовестной конкуренции;
- обеспечение получения потребителями легального товара;
- повышение качества работы контролирующих органов;
- снижение затрат за счет внедрения лучших практик, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства Информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров;
- рост уровня легального производства товаров и оказания услуг, а также повышение уровня производительности труда за счет внедрения прогрессивных цифровых технологий с соответствующим ростом уровня экономики в целом.
Информационная система мониторинга за оборотом маркированных товаров позволит наладить непрерывное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов ЕАЭС и обеспечить:
- устойчивый и непрерывный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами;
- оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли;
- повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли;
- сокращение времени на выполнение контрольных мероприятий;
- повышение уровня информационной безопасности;
- повышение эффективности борьбы с незаконным ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Эффект от внедрения Информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров, достигается за счет:
1) Снижение операционных издержек, которое выразится в:
- снижении операционных издержек на персонал за счёт маркировки и централизованных баз данных (требуется меньше сотрудников и времени для сборки и контроля заказов при отправке дистрибьюторам/конечным покупателям);
- снижении операционных издержек на хранение товаров на складе;
- снижении издержек на логистику (производители, импортеры, дистрибьюторы более точно и в режиме реального времени могут прогнозировать спрос и, как следствие, отгрузки; снизится количество ошибок/замен при отгрузках, что вызовет меньше повторных перевозок);
- снижении издержек на замены-возвраты товаров;
- переходе бизнеса на электронный документооборот со своими контрагентами, что позволит существенно сократить издержки, связанные с подготовкой и обменом бумажными документами.
2) Увеличения выручки. Законопослушные участники рынка увеличивают собственную выручку, замещая нелегальные товары собственной продукцией.
3) Снижение издержек за счёт:
- развития цифрового маркетинга и продаж на основе данных маркировки для сегментации клиентов и прогнозирования спроса;
- снижения объёма недостающей при продаже продукции;
- снижения объёма некорректно отображаемых запасов.
Законопроектом предусматривается в том числе утверждение Правительством Российской Федерации порядка создания, развития, ведения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации Информационной системы мониторинга за оборотом маркированных товаров, ее оператора, порядка взаимодействия с иными государственными информационными системами, порядка внесения информации об обороте товаров, маркированных средствами идентификации, в Информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Принятие законопроекта позволит эффективно реализовать такие конституционные права и свободы, как единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита различных форм собственности, в том числе интеллектуальной собственности, а также защита прав граждан и их интересов, в частности, на охрану жизни и здоровья.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация информационной системы мониторинга за оборотом товаров, маркированных средствами идентификации, предполагается в рамках государственно-частного партнерства за счет частного партнера.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за полноту, достоверность и своевременность сведений, направляемых участниками оборота маркированных товаров в Информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.