Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 575453-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и его последующего исполнения.
В целях соотнесения положений Федерального закона 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предлагается дополнить статьи 57, 93.1, пункт 1 статьи 94 и статью 95 Кодекса нормами о зачислении доходов от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации по аналогии со средствами, получаемыми от продажи акций и иных форм участия в капитале, а также определить, что указанные доходы, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, будут являться одним из источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в статье 92.1 Кодекса предлагается предусмотреть, что установленные ею ограничения по предельному размеру дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть превышены в случае утверждения законом о бюджете субъекта Российской Федерации в составе источников финансирования дефицита бюджета поступлений от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней.
При этом, учитывая отсутствие четкого определения в Федеральном законе N 41-ФЗ, в законопроекте не применяется термин "государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней" в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, формирующих государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, и, соответственно, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Предлагаемое изменение в пункт 4 статьи 94 Кодекса направлено на реализацию решений о минимизации сроков направления остатков неиспользованных на начало текущего финансового года субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) на увеличение соответствующих бюджетных ассигнований в текущем финансовом году. Данное изменение создаст правовое основание для направления остатков неиспользованных бюджетных ассигнований, предусмотренных в отчетном финансовом году для предоставления под фактическую потребность межбюджетных трансфертов, на те же цели в целях оплаты заключенных от имени субъекта Российской Федерации государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году.
Кроме того, в целях реализации данной нормы пункт 7 статьи 217 Кодекса необходимо дополнить соответствующим основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.
Предлагаемые изменения в статью 103 Кодекса предусматривают расширение перечня возможных целей государственных заимствований Российской Федерации за счет следующих целей: финансовое обеспечение иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, перечень которых установлен пунктами 1 и 2 статьи 94 Кодекса, а также пополнение остатков средств на счетах федерального бюджета. Кроме того, предлагается расширить перечень целей государственных заимствований субъекта Российской Федерации и муниципальных заимствований в части пополнения остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно в целях приведения в соответствие со статьей 93.6 Кодекса.
Возможность осуществления государственных заимствований на цели финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета обусловлена необходимостью финансирования расходных обязательств, отражаемых в источниках финансирования дефицита федерального бюджета, таких как предоставление бюджетных кредитов, в том числе государственных кредитов иностранным государствам в рамках заключенных межправительственных соглашений, исполнение государственных гарантий Российской Федерации, компенсация по дореформенным сбережениям граждан при недостаточности суммы поступлений иных источников финансирования дефицита федерального бюджета (возврат бюджетных кредитов, в том числе государственных кредитов, приватизация федеральной собственности).
Обеспечение возможности осуществления государственных заимствований Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета позволит привлекать средства в случаях возникновения в ходе исполнения федерального бюджета ситуаций кратковременного отсутствия на едином счете федерального бюджета средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения расходных обязательств федерального бюджета (кассовый разрыв). В указанных случаях Минфин России будет вправе прибегать к осуществлению краткосрочных заимствований.
Наличие в настоящее время существенного объема остатков средств на счетах, открытых органами Федерального казначейства, а также временно свободных средств на едином казначейском счете не может свидетельствовать об исключении в будущем ситуации, при которой объема средств на едином счете федерального бюджета в краткосрочном периоде будет недостаточно для своевременного исполнения расходных обязательств федерального бюджета, то есть возникновения кассового разрыва.
Федеральное казначейство в целях повышения эффективности управления временно свободными средствами на едином казначейском счете планирует снизить размер минимального объема средств на едином казначейском счете. Указанное обстоятельство, а также усложнение инструментария управления временно свободными средствами на едином казначейском счете, повышают риски возникновения кассовых разрывов.
В указанных условиях, в случае невозможности задействовать иные источники покрытия кассового разрыва, осуществление государственных заимствований Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета позволит исключить ситуацию несвоевременного исполнения бюджетных обязательств. Таким образом, привлечение краткосрочных кредитов кредитных организаций рассматривается исключительно как чрезвычайная мера. Данное обстоятельство, а также краткосрочный характер таких заимствований дают основания полагать, что возможные расходы на обслуживание долговых обязательств, возникшие в результате указанных заимствований, будут относительно невелики.
С целью создания дополнительных стимулов для погашения просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием изменением в статью 241 Кодекса вводится ограничение на предоставление получателям субсидий и бюджетных инвестиций при наличии такой задолженности.
Аналогичная норма предусматривалась в федеральных законах о федеральном бюджете на протяжении последних двух лет (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и пункт 16 статьи 6 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов").
Частью 1 статьи 3 законопроекта предлагается закрепить особенности использования в 2019 году остатков средств федерального бюджета, продлив еще на один год действие установленных на 2018 год Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) правовых оснований для направления остатков средств федерального бюджета на начало 2019 года (кроме связанных с целями, определенными в абзацах втором - восьмом пункта 4 статьи 94 Кодекса) на:
1) увеличение бюджетных ассигнований на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса;
2) на оплату государственных контрактов, расчеты по которым в 2018 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств;
3) увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации за счет переноса всех иных ("не связанных") остатков 2018 года.
Законопроектом предлагается пролонгировать на один год действие дополнительных к установленным статьей 217 Кодекса оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, которые предусмотрены в 2018 году Федеральным законом N 315-ФЗ.
В частности, в связи с необходимостью оперативного выполнения решений Правительства Российской Федерации и минимизации рисков неисполнения мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" предлагается сохранить в 2019 году возможность перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
В целях эффективного использования бюджетных средств, а также оказания оперативной кредитной поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации предлагается предусмотреть возможность перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета в связи с отсутствием на 1 марта текущего финансового года заключенных соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление дотаций, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - получателями указанных дотаций, на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.
В связи с необходимостью расширения направлений использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2018 г., образовавшихся в связи с неполным использованием дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций в 2017 году, законопроектом предусматривается соответствующее изменение в Федеральный закон N 315-ФЗ.
В целях обеспечения исполнения поручения Правительства Российской Федерации о продолжении эксперимента по передаче Федеральному казначейству (его территориальным органам, подведомственным учреждениям) от отдельных органов государственной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) функции ведения бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также начисление и перечисление оплаты труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации персоналу предлагается соответствующее изменение.
Осуществление подобного проекта на федеральном уровне станет основой для дальнейшей централизации бухгалтерских функций в Федеральном казначействе и повышения эффективности бюджетных расходов.
В целях установления в 2021 году объема Федерального дорожного фонда (далее - ФДФ) на уровне, который будет достигнут к 2020 году, предлагается в 2021 году установить значение коэффициента, применяемого при установлении базового объема бюджетных ассигнований ФДФ, равное 0,36.
В соответствии с положениями Кодекса базовый объем ФДФ устанавливается, в том числе на уровне прогнозного объема доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, умноженный на соответствующий коэффициент. Согласно приостановленным в настоящее время положениям действующей редакции Кодекса коэффициент равен 0,83.
В рамках формирования проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" базовый объем бюджетных ассигнований ФДФ на 2021 год сформирован с учетом коэффициента 0,36 и составил 672,2 млрд. рублей. При учете коэффициента 0,83 базовый объем составит 1 010,3 млрд. рублей, что ограничит возможности по финансовому обеспечению иных расходов федерального бюджета, в том числе социального характера.
Изменение, предлагаемое в статью 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", направлено на сохранение нормы, предусматривающей возможность внесения изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае перераспределения бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на его обслуживание.
Указанная норма направлена на исключение вероятности неисполнения долговых обязательств Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предусматривается приостановка отдельных положений Кодекса на период действия временных норм.
Принятие и реализация законопроекта не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" (далее - законопроект) не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Целью является установление порядка увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме остатков неиспользованных бюджетных ассигнований, предусмотренных в отчетном финансовом году для предоставления под фактическую потребность межбюджетных трансфертов, в целях оплаты заключенных от имени субъекта Российской Федерации государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О привлечении краткосрочных кредитов кредитных организаций" (пункт 6 статьи 1 законопроекта).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Целью является установление порядка привлечения краткосрочных кредитов кредитных организаций для пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке использования в 2018 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации" (статья 4 законопроекта).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Целью является установление порядка использования в 2018 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году" потребует принятия следующих правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.
1. Приказ Минфина России о внесении изменений в Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 187н (в части присвоения кодов вида изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по устанавливаемым проектом федерального закона основаниям).
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
2. Приказ Минфина России об утверждении порядка формирования и предоставления Федеральным казначейством информации об объеме неиспользованных на начало очередного финансового года лимитов бюджетных обязательств, в пределах которого могут быть увеличены бюджетные ассигнования главного распорядителя средств федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, в объеме, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка неиспользованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.