Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 575535-7 "О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обусловлен наличием проблем в правоприменении статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предлагает внесение изменений в указанную норму Кодекса с целью предусмотреть для правонарушителей - некоммерческих организаций такой вид административного наказания, как предупреждение.
Указанной нормой предусмотрена возможность в случаях совершения впервые административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля замены административного наказания административного штрафа на предупреждение. При этом замена штрафа на предупреждение согласно диспозиции статьи 4.1.1. КоАП РФ возможно при соблюдении одновременно следующих условий: административное правонарушение совершено ими впервые; совершенное административное правонарушение не упомянуто в части 2 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации; отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Однако действующая редакция статьи не распространяется на некоммерческие организации, а действует только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и их работников.
Таким образом, данная норма предусматривает в отношении некоммерческих организаций безальтернативное административное наказание только в виде штрафа, без применения превентивной меры ответственности как предупреждение.
Анализ судебной практики посредством изучения текстов вступивших в законную силу судебных актов, размещенных на сайтах районных судов Российской Федерации, показал, что суды отказывают некоммерческим организациям, совершившим впервые административное правонарушение, в замене штрафа на предупреждение. При этом, в судебных актах, суды, аргументируя принятые судебные акты, прямо указывают на невозможность применения ст. 4.1.1. КоАП РФ в отношении некоммерческих организаций (Решение Мурманского областного суда по делу N 12-171/2017 от 7 сентября 2017 г., Постановление Няндомского районного суда Архангельской области N 5-505/2017 5-547/2017 от 28 декабря 2017 г. по делу N 5-505/2017, Решение Пермского краевого суда N 12-76/2017 от 1 февраля 2017 г. по делу N 12-76/2017 и т.д.).
В такой ситуации неприменение указанной статьи в отношении некоммерческих организаций (осуществляющих свою деятельность, как правило, на безвозмездной основе), ставит их в неравное положение с коммерческими организациями, которые в отличие от некоммерческих организаций, систематически получают прибыль и имеют материальную возможность оплачивать штрафные санкции.
Таким образом, при совершении одних и тех же правонарушений, некоммерческие организации при назначении им административного наказания оказываются в неравном, более ущемленном положении по сравнению с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Для урегулирования этой ситуации, законодательной инициативой предлагается внести изменения в статью 4.1.1. КоАП, предусмотрев для некоммерческих организаций такой альтернативный вид административного наказания как предупреждение. Принятие поправок позволит правоприменительным органам применять санкцию в форме предупреждения на равных условиях в отношении как коммерческих, так и некоммерческих организациях, совершивших впервые административное правонарушение.
Недопущение несения некоммерческими организациями непосильных штрафных санкций, обеспечит более эффективную работу некоммерческих организаций (в том числе социально-ориентированных), их партнерства и взаимодействия с обществом и государством.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.