Досье на проект федерального закона
Настоящим законопроектом предлагаются изменения, направленные на восстановление в полном объеме социальных и пенсионных прав участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, и предоставлении им прав и льгот, установленных в Федеральных законах "О ветеранах", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральном законе "О государственной социальной помощи".
Следует отметить, что до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ все участники Великой Отечественной войны, без учета прохождения военной службы в составе действующей или недействующей армии, обладали одинаковым правовым статусом в части прав и льгот на оказание мер социальной поддержки и в сфере пенсионного обеспечения.
Данные права были закреплены в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года, который закрепил статус участника Великой Отечественной войны за всеми лицами, обеспечившими победу в Великой Отечественной войне, награжденными медалью "За победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".
Федеральный закон "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) установил меньший объем мер социальной поддержки военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в том числе военнослужащим последнего военного призыва, служившим с 1944 года по 1951 - 1953 годы, выделив их в отдельную категорию участников войны и закрепив в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Основными различиями в уровне мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является снижение участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", размеров ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), уровня льгот при оплате занимаемой жилой площади и услуг ЖКХ, а также отсутствие при наличии инвалидности права на получение одновременно двух пенсий (по старости и по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По мнению авторов законопроекта, в отношении к этой категории участников Великой Отечественной войны, которым непосредственно сразу после окончания войны Высшим органом государственной власти СССР и при жизни высшего военного руководства страны, оценившие вклад всех категорий военнослужащих в период войны, был установлен статус участника Великой Отечественной войны военнослужащим без дифференцированного подхода и зависимости от их участия в боевых действиях, ради достижения экономии средств федерального бюджета была допущена несправедливость, лишив их ряда льгот и преимуществ, которые они имели с победного 9 мая 1945 года по 1.01.2005 года.
Предполагаемые расходы для установления единых прав при реализации мер социальной поддержки и установления права на единовременное получение двух пенсий (по старости и по инвалидности) всем категориям участников Великой Отечественной войны, включая военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, составляют не более 100 млн. рублей в год и будут необременительными для федерального бюджета, но для лиц, указанных подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона о ветеранах, само принятие законопроекта будет важным событием, справедливой оценкой их ратного труда в военные и послевоенные годы.
Необходимо обратить внимание на то, что подпунктами "в", "д", "е", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона о ветеранах к участникам войны отнесены гражданские лица, которые не принимали и не могли принимать участия в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, и им установлены льготы участников войны в полном объеме, включая прав на получение двух пенсий по старости и по инвалидности. В рамках Закона о ветеранах принятие такого решения по этим категориям граждан было правильным исходя из гуманных соображений о предоставлении им возможного большего объема мер социальной поддержки в связи с тяжелейшими условиями и потрясениями, выпавшими на их долю в период военных действий и блокады в годы войны.
В то же время с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ (о монетизации льгот) был снижен правовой статус военнослужащих последних военных призывов (октябрь 1943 и 1944 годов, призванных в возрасте 16-18 лет со сроком прохождения срочной службы (без принятия соответствующих законодательных актов в силу тяжелой военной обстановки). Они (солдаты, матросы, сержанты, старшины и офицеры), проходили военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, но многие из них служили во вновь освобожденных районах страны, шли за боевыми частями, решая фактически боевые задачи, получая при этом ранения. Этому поколению военнослужащих пришлось в самые тяжелые послевоенные годы 7-9 лет служить до 1951 - 1953 годов в связи с массовой демобилизацией фронтовиков-военнослужащих старших возрастов, обеспечивать обороноспособность страны в послевоенные годы разрухи и участвовать в восстановлении военного потенциала и экономики страны.
Еще в 2013 году по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации численность этой категории участников Великой Отечественной войны составляла около 40 тысяч человек.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации численность участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", в настоящее время составляет 3 160 человек.
Депутатам Государственной Думы постоянно поступают письменные и устные обращения этих участников Великой Отечественной войны с просьбой почему им государство до сих пор не восстанавливает статус и права участника Великой Отечественной войны в полном объеме, которые они имели с 1945 года по 2004 год.
По финансово-экономическим расчетам расходы федерального бюджета на реализацию данного федерального закона потребуется около 100 млн. рублей в год.
Законодательными актами Республики Беларусь и Украины государственные меры социальной поддержки в полном объеме распространяются на всех участников Великой Отечественной войны без дифференциации и связи прохождения военной службы в составе или не в составе действующей армии.
Надо помнить, что мы - потомки участников Великой Отечественной войны, в неоплатном долгу перед ними за их стойкость, самоотверженность проявленные ими в самые кромешные военные годы в истории страны, за то, что не сдали страну фашистам, ковали Победу на фронте, в тылу, держали оборону на южных и восточных рубежах страны, защищая её от возможного нападения сателлитов фашистской Германии.
Принятие данного законопроекта будет долгожданной социальной поддержкой этой категории участников Великой Отечественной войны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной социальной помощи" потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации численность военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, составляет 3 160 человек.
Из них 790 участников Великой Отечественной войны этой категории являются инвалидами, получают ЕДВ в размере, установленном для инвалидов войны, но вторую пенсию по инвалидности в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" они не получают.
При принятии настоящего Федерального закона сумма средств федерального бюджета, необходимая для финансирования расходов может составить 100,241 млн. руб., в том числе:
а) на выплату второй пенсии по инвалидности данным категориям участников войны, имеющим II группу инвалидности, составит:
790 чел. х 10 068 руб. 50 коп. х 12 мес. = 95, 454 млн. руб., где
10 068 руб. 50 коп. - государственная пенсия по инвалидности участника Великой Отечественной войны (ст. 3, ст. 16 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ";
б) на выплату ЕДВ участникам Великой Отечественной войны, не имеющим группу инвалидности, составит:
2370 чел. х (2316 руб. - 927 руб.) = 3,291 млн. руб.,
где 2316 руб. - ЕДВ участника Великой Отечественной войны (пп. 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах");
в) на предоставление льгот по уплате услуги ЖКХ составит:
2370 чел. х 800 руб. =1,896 млн. руб., где 800 руб. - стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Общая сумма этих расходов составит: 95,454 млн. руб. + 3,291 млн. руб. + 1,896 млн. руб. = 100,641 млн. руб.
Расходы на финансирование в 2019 году предложенных законопроектом мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", могут составить 100,241 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменения данных о расходах, необходимых в 2019 году и последующие годы для передачи Пенсионному фонду Российской Федерации средств из федерального бюджета в виде трансферта на финансирование дополнительных расходов на реализацию мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" при разработке и принятии следующих федеральных законов:
Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.