Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577378-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением мер ответственности за правонарушения в сфере государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной с использованием этилового спирта (водки)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением мер ответственности за правонарушения в сфере государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной с использованием этилового спирта (водки)" предлагается в пункт "в" части 2 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации внести изменения, устанавливающие меры ответственности за уголовные преступления за производство, закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение, перевозку и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, "лицом с использованием своего служебного положения - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.
Ряд заводов, производящих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола), созданы на базе бывших заводов, производивших этиловый спирт и по разным причинам лишенных лицензии на его производство. В условиях, когда срок действия лицензии на производство этилового спирта из пищевого сырья у заводов закончился (продлить не удалось), бывшие спиртзаводы становятся филиалами определенных фармацевтических компаний и фактически продолжают производить этанол, теперь фармацевтическую субстанцию спирта этилового.
В тоже время анализ состояния отрасли и рынка, проведенный экспертами Института экономики РАН показывает, что с учетом принятия мер по борьбе с поступлением на рынок нелегальной продукции коэффициент собираемости доходов, рассчитанный для крепкой алкогольной продукции для периода с 2012 по 2016 годы, возрастал в связи с совершенствованием учета путем ЕГАИС.
Полученные им выводы подтверждаются следующими данными.
Согласно отчетам Росалкогольрегулирование в период с 2010 по 2013 годы не было выявлено подпольных цехов по производству спирта и алкогольной продукции. Не было и нелегальных предприятий торговли. Однако, начиная с 2014 года, сильно выросло количество выявленных нелегальных цехов и предприятий торговли. По состоянию на 2016 год было выявлено 42 подпольных цеха, в том числе: 5 - по производству спирта, 13 - по производству алкогольной продукции, 8 - торговой направленности (опт + розница), 16 - иного характера.
Учитывая негативные тенденции на этом рынке, а также в целях обеспечения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной из этилового спирта пищевого, законопроектом предлагается усилить меры уголовной ответственности к лицам, использующим свое служебное положение в этой сфере, что позволит в определенной мере перекрыть на заводах по производству этилового спирта и фармацевтической субстанции этилового спирта каналы нелегального производства и оборота этилового спирта и поставки его для производства нелегальной и некачественной алкогольной продукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением мер ответственности за правонарушения в сфере государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной с использованием этилового спирта (водки)"
Принятие настоящего Федерального закона не потребует выделения в 2020 году дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением мер ответственности за правонарушения в сфере государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной с использованием этилового спирта (водки)"
Принятие настоящего Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в связи с усилением мер ответственности за правонарушения в сфере государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной с использованием этилового спирта (водки)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.