Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577008-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна"
Досье на проект федерального закона
В осеннюю сессию 2017 года Государственной Думой был принят ряд законопроектов, предоставляющих авиакомпаниям право отказывать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена, за совершение им прежде серьезного правонарушения на борту воздушного судна. Таким образом, в настоящее время российским авиакомпаниям предоставлена возможность не только привлекать так называемых дебоширов к уголовной или административной ответственности, но и предотвращать повторные случаи противоправного поведения данных лиц на борту воздушного судна.
Однако агрессивное поведение пассажира на борту воздушного судна создает угрозу жизни или здоровью других лиц, а также безопасности полета в целом и требует принятия незамедлительных мер по его пресечению. По информации, предоставленной крупнейшими авиакомпаниями, во время полетов регулярно фиксируются случаи нападения и физического воздействия на бортпроводников и пассажиров. В целях обеспечения безопасности полета, жизни или здоровья членов экипажа и пассажиров воздушного судна в указанных случаях необходимо предоставить членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) право использовать специальные средства сдерживания.
Для реализации данного положения предлагается внести изменения в подпункт 2 пункта 1 статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, предоставив командиру воздушного судна право отдавать распоряжения членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) о пресечении ими противоправных действий лиц, которые создают своими действиями непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, с использованием специальных средств сдерживания, размещенных на борту воздушного судна. Перечень данных средств, а также правила их применения должны быть установлены Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Воздушный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить новой статьей 85.2, в которой определить права членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) в случае противоправного поведения пассажиров на борту воздушного судна.
Принятие данного законопроекта позволит членам экипажа воздушного судна и сотрудникам службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) своевременно и эффективно реагировать на случаи агрессивного поведения пассажиров на борту воздушного судна и предотвращать нанесение вреда жизни или здоровью лиц, находящихся на борту воздушного судна, а также угрозу безопасности полета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна" потребуется принятие Правительством Российской Федерации следующих нормативных правовых актов:
1. Перечень специальных средств сдерживания, размещенных на борту воздушного судна.
2. Порядок действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.
3. Правила применения специальных средств сдерживания, размещенных на борту воздушного судна.
Признания утратившими силу, приостановления или внесения изменений в какие-либо акты федерального законодательства в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования средств сдерживания на борту воздушного судна" не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.