Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 576583-7 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) являются правоотношения, связанные с установлением размера налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
До принятия Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования уплачивались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" изменил систему уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и признал Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, утратившим силу.
В настоящее время страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачиваются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, по данным Министерства финансов Российской Федерации, за последние 5 лет общий объем платежей регионов за неработающее население вырос в 2,1 раза (с 298,9 млрд. рублей в 2012 году до 618,7 млрд рублей в 2017 году) и составил 6,2% расходной части консолидированных бюджетов регионов.
Значительная нагрузка на бюджеты регионов по уплате указанных страховых взносов приводит к дефициту региональных бюджетов на финансовое обеспечение программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в части оплаты медицинской помощи, не включенной в обязательное медицинское страхование. Дефицит за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации составил:
2014 год - 59 регионов на общую сумму 101,7 млрд рублей;
2015 год - 62 региона на общую сумму 127,3 млрд рублей;
2016 год - 59 регионов на общую сумму 125,7 млрд рублей.
В целях оптимизации расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", которым предлагается изменить существующий порядок уплаты страховых взносов путем передачи этого полномочия федеральным органам государственной власти, что будет способствовать сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
С учетом предлагаемого закрепления за федеральными органами государственной власти полномочия по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в целях компенсации соответствующих расходов федерального бюджета рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие увеличение ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет, с 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах) до 6 процентов (7 процентов в 2017 - 2020 годах) за счет уменьшения величины соответствующей ставки, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах) до 14 процентов (13 процентов в 2017 - 2020 годах).
Данные изменения призваны обеспечить сбалансированность федерального бюджета с учетом предлагаемого перераспределения полномочий в сфере обязательного медицинского страхования.
Принятие проекта федерального закона позволит оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и не повлияет на реализацию основных мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в случае его принятия планируется осуществлять с 1 января 2019 года за счет перераспределения доходных источников по налогу на прибыль организаций путем передачи в пользу Российской Федерации 4% от доли налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Так, на 2018 год размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в целом по Российской Федерации определен в сумме 661,4 млрд рублей.
Сумма налога на прибыль, полученная субъектами Российской Федерации по ставке 17% (по данным об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2017 год), составила 2 трлн 527 млрд 727 млн рублей.
При увеличении ставки с 3% до 7% (на 4%) сумма налога на прибыль организаций в федеральный бюджет для компенсации расходов по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличится на 594,8 млрд рублей.
Принятие проекта закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, не обеспеченных доходными источниками.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.