Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 576574-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (далее - проект федерального закона) являются правоотношения, связанные с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях перераспределения государственных полномочий в сфере обязательного медицинского страхования для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об обязательном медицинском страховании) в Российской Федерации к неработающим гражданам отнесены дети в возрасте до 18 лет, неработающие пенсионеры, граждане, обучающиеся по очной форме, безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, один из родителей или опекун, занятый уходом за ребенком до трех лет, трудоспособные граждане, занятые за уходом за детьми-инвалидами и инвалидами I группы и лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иные не работающие по трудовому договору граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачиваются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях оптимизации расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации представленным проектом федерального закона предлагается изменить существующий порядок оплаты страховых взносов путем передачи этого полномочия федеральным органам государственной власти, что будет способствовать сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предлагаемое изменение продиктовано ежегодным ростом расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения и отсутствием дополнительных источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяющих компенсировать названные расходы.
Так, по данным Министерства финансов Российской Федерации, за последние 5 лет общий объем платежей регионов за неработающее население вырос в 2,1 раза (с 298,9 млрд рублей в 2012 году до 618,7 млрд рублей в 2017 году) и составил 6,2% расходной части консолидированных бюджетов регионов.
Значительная нагрузка на бюджеты регионов по уплате указанных страховых взносов приводит к дефициту региональных бюджетов на финансовое обеспечение программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в части оплаты медицинской помощи, не включенной в обязательное медицинское страхование. Дефицит за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации составил:
2014 год - 59 регионов на общую сумму 101,7 млрд рублей;
2015 год - 62 региона на общую сумму 127,3 млрд рублей;
2016 год - 59 регионов на общую сумму 125,7 млрд рублей.
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ", исключив из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Это полномочие предлагается закрепить за федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации.
Также проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" и в Федеральный закон об обязательном медицинском страховании.
В настоящее время полномочия Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении таких полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В целях совершенствования системы обязательного медицинского страхования проектом федерального закона предлагается перераспределить полномочия в сфере обязательного медицинского страхования, кроме полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
В этой связи проектом предлагается статьи 5 и 8 Федерального закона об обязательном медицинском страховании изложить в новой редакции, а статьи 6 - 7.1 признать утратившими силу.
С учетом вышеизложенных предложений по изменению федеральных законов, в целях компенсации расходов федерального бюджета на обязательное медицинское страхование, в том числе неработающего населения, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие увеличение ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в федеральный бюджет с 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2020 годах) до 6 процентов (7 процентов в 2017 - 2020 годах) за счёт уменьшения величины соответствующей ставки, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2020 годах) до 14 процентов (13 процентов в 2017 - 2020 годах). Данные изменения призваны обеспечить сбалансированность федерального бюджета с учетом предлагаемого перераспределения полномочий в сфере обязательного медицинского страхования.
Принятие проекта федерального закона позволит оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и не повлияет на реализацию основных мероприятий государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"
Реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" в случае его принятия планируется осуществлять с 1 января 2019 года за счет перераспределения доходных источников по налогу на прибыль организаций путем передачи в пользу Российской Федерации 4% от доли налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Так, на 2018 год размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в целом по Российской Федерации определен в сумме 661,4 млрд рублей.
Сумма налога на прибыль, полученная субъектами Российской Федерации по ставке 17% (по данным об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2017 год), составила 2 трлн 527 млрд 727 млн рублей.
При увеличении ставки с 3% до 7% (на 4%) сумма налога на прибыль организаций в федеральный бюджет для компенсации расходов на обязательное медицинское страхование, связанных с осуществлением расходов на неработающее население, увеличится на 594,8 млрд рублей.
Принятие проекта закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, не обеспеченных доходными источниками.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.