Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 577555-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток"
Досье на проект федерального закона
Статьей 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" регламентирован порядок, основания приобретения и прекращения статуса резидента свободного порта Владивосток.
Вместе с тем правоприменительная практика показала, что данная статья требует доработки в целях создания наиболее оптимальных условий получения статуса резидента свободного порта Владивосток.
Во-первых, в части 7 статьи 11 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" регламентирован исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
Однако в перечне отсутствует такое основание для отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности, как указание заявителем земельного участка, который уже является предметом соглашения об осуществлении деятельности с другим резидентом либо указан в заявке другого заявителя, по которой принято решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности.
Правоприменительная практика показывает, что существует пробел в Федеральном законе в связи с отсутствием подобного основания для отказа в заключении соглашения об осуществлении деятельности, что негативно отражается на реализации предоставленных законом прав резидентам свободного порта Владивосток.
В связи с отсутствием указанного выше основания для отказа у управляющей компании нет юридических препятствий для согласования инвестиционных проектов различных компаний на одном и том же земельном участке и включения их в реестр резидентов свободного порта Владивосток, а это, как показывает судебная практика, неизбежно приводит к обращению в суд одного из резидентов и возникновению спора в отношении испрашиваемого земельного участка.
Считаем, что потенциальная возможность заключения соглашений об осуществлении деятельности, а также дополнительных к ним соглашений с резидентами в отношении уже включенного в инвестиционный проект другого резидента земельного участка создает конфликт интересов между резидентами свободного порта Владивосток, что влечет препятствия в осуществлении ими инвестиционной деятельности, а это, в свою очередь, идет вразрез с целями создания свободного порта Владивосток, указанными в статье 1 Федерального закона "О свободном порте Владивосток", а также приводит к возникновению новых судебных разбирательств между резидентами, которые уже имеют место быть на сегодняшний день в судебной практике.
Возникновение подобных ситуаций неблагоприятно сказывается на развитии бизнеса и предпринимательства на Дальнем Востоке, значительно снижает инвестиционную привлекательность региона и вместо нового притока потенциальных предпринимателей может повлечь за собой лишь возникновение у потенциальных резидентов повода отказаться от сотрудничества и развития бизнеса в регионе.
Во-вторых, частями 5, 6 статьи 11 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" установлен фиксированный срок рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов, а также рассмотрение и оценки бизнес-плана, который составляет пятнадцать рабочих дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения заявки и оценки бизнес-плана управляющая компания принимает решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
Частью 9 статьи 11 Федерального закона "О свободном порте Владивосток" предусмотрено, что в случае принятия решения о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности управляющая компания в течение десяти рабочих дней с даты принятия такого решения уведомляет об этом заявителя и уполномоченный федеральный орган и в срок, не превышающий тридцати календарных дней, подготавливает и направляет заявителю проект соглашения об осуществлении деятельности. В течение двух рабочих дней с даты заключения соглашения об осуществлении деятельности управляющая компания представляет в уполномоченный федеральный орган копию такого соглашения.
Однако частью 9 статьи 11 Федерального закона "О свободном порте Владивосток", как и иными положениями данного Федерального закона, совершенно не урегулированы срок и порядок подписания и заключения самого соглашения, а именно не установлен придельный срок подписания управляющей компанией соглашения об осуществлении деятельности после его согласования и подписания заявителем. Это создает негативные последствия для потенциальных инвесторов, когда после согласования проекта заявителем его подписание со стороны управляющей компании затягивается ввиду неустановления конкретных сроков. Как следствие, процедура получения статуса резидента свободного порта Владивосток также зачастую затягивается управляющей компанией.
Анализ практики применения Федерального закона "О свободном порте Владивосток" показал, что с даты согласования заявителем проекта соглашения об осуществлении деятельности до момента его подписания управляющей компанией проходит более тридцати календарных дней.
Учитывая тот факт, что согласно установленным законодательством срокам после подачи потенциальным инвестором заявления на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток до направления управляющей компанией проекта соглашения об осуществлении деятельности требуется не менее двух месяцев для изучения пакета документов, направления запросов и подтверждения заявленных сведений, такого рода затягивание сроков на подписание соглашения зачастую приводит к утрате интереса у инвесторов, в том числе иностранных, на реализацию проектов. Это создает негативный образ о системе регулирования инвестиционных отношений в Приморском крае.
В связи с вышеизложенным целью данного законопроекта является оптимизация процедуры заключения соглашения об осуществлении деятельности и получения статуса резидента свободного порта Владивосток, что, в свою очередь, является одним из приоритетных направлений в рамках экономического развития Дальнего Востока.
Кроме того, на сегодняшний день не установлена единая типовая форма соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток. В целях исключения случаев разногласий между инвесторами и управляющей компанией предлагается включить норму, регулирующую утверждение типовой формы соглашения уполномоченным федеральным органом, по аналогии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Поправки, которые предлагается внести в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток", актуальны, особенно на фоне снижения позиций Приморья в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, призваны увеличить инвестиционную привлекательность посредством совершенствования системы правового регулирования инвестиционных отношений, защитить как интересы потенциальных инвесторов, так и экономические интересы государства в дальневосточном регионе.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" не потребует затрат на его реализацию из федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.