Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 581453-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пунктов 2 и 3 протокола совещания от 4 июля 2018 г. N ВМ-П9-45пр и пунктов 2 и 5 протокола совещания от 12 сентября 2018 г. N ВМ-П9-74пр, предусматривающих необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации о долевом строительстве.
Так, согласно нормам статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться в целях осуществления платежей по заключенным в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договорам об освоении территории в целях жилищного строительства, договорам о развитии застроенной территории, договорам о комплексном освоении территории, в случае если строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в рамках реализации таких договоров осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства (далее соответственно - Федеральный закон N 214-ФЗ, договоры, проект строительства). Вместе с тем Федеральным законом N 214-ФЗ не установлено, каким образом определяется размер платежей, подлежащих осуществлению по каждому проекту строительства, реализуемому на основании указанных договоров.
Законопроектом предлагается статью 18 Федерального закона N 214-ФЗ дополнить положениями, согласно которым размер платежей, подлежащих осуществлению по каждому проекту строительства, реализуемому на основании указанных договоров, устанавливается застройщиком самостоятельно, исходя из расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате по соответствующему договору, пропорционально планируемой стоимости каждого проекта строительства.
Внесение указанных изменений позволит усилить контроль за целевым использованием застройщиками денежных средств участников долевого строительства и соответственно повысить гарантии защиты прав участников долевого строительства.
Действующей редакцией Федерального закона N 214-ФЗ предусмотрена солидарная ответственность лиц, в том числе бенефициарных владельцев, имеющих фактическую возможность определять действия застройщика (далее - контролирующие лица), с застройщиком за убытки, причиненные по их вине гражданам - участникам долевого строительства. Закон содержит разъяснения относительно тех, кто может являться контролирующими лицами, но перечень таких лиц не ограничен, что создает возможность произвольного применения солидарной ответственности к широкому кругу лиц. Введение солидарной ответственности указанных лиц увеличило риски криминализации отрасли, появления номинальных (фиктивных) руководителей, акционеров, бенефициаров. Значительно вырос риск оттока высокопрофессиональных управленческих и инженерно-технических кадров в строительных компаниях. Помимо этого, солидарная ответственность контролирующих лиц противоречит базовым нормам законодательства о юридических лицах, а именно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об ответственности юридических лиц.
Необходимо отметить, что строительная отрасль является одним из драйверов экономического развития Российской Федерации. Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов наибольший вклад в прирост ВВП в этот период внесут обрабатывающие производства, строительство, оптовая и розничная торговля. Для дальнейшего развития отрасли необходимо наличие равных экономических и правовых условий ведения бизнеса по сравнению с остальными отраслями экономики.
В целях обеспечения таких условий законопроектом предлагается замена солидарной ответственности бенефициаров застройщика за убытки, причиненные по их вине гражданам - участникам долевого строительства, на субсидиарную, что позволит создать привлекательные для застройщиков условия, в том числе при реализации механизма по развитию застроенных территорий.
Кроме того, законопроектом предлагается Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дополнить новой статьей 201.15-4, устанавливающей особенности банкротства жилищностроительных кооперативов.
Проектируемой статьей 201.15-4 Закона о банкротстве предусматривается установить, что члены жилищно-строительного кооператива, являющиеся членами правления жилищно-строительного кооператива, членами контрольно-ревизионного органа жилищно-строительного кооператива, или член жилищно-строительного кооператива, являющийся единоличным исполнительным органом жилищно-строительного кооператива, несут солидарно субсидиарную ответственность в пределах сумм паенакоплений (паев), подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в жилищно-строительном кооперативе, если признаки банкротства жилищностроительного кооператива возникли в результате виновных действий или бездействия указанных лиц.
Законопроектом также предлагается исключить возможность погашения требований участников строительства, являющихся членами жилищностроительного кооператива, в порядке, предусмотренном статьей 201.10 Закона о банкротстве, то есть путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному или иному потребительскому кооперативу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.