Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 581625-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится (за исключением некоторых товаров социального назначения, печатной продукции и медицинских товаров) по ставке в размере 18 процентов.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрено снижение размера ставки НДС с 18 процентов до 16 процентов, что позволит уменьшить конечную стоимость основных товаров и услуг для российских потребителей и снизить налоговую нагрузку на отечественных производителей. Благодаря этому покупательная способность каждого совершеннолетнего гражданина Российской Федерации в денежном выражении возрастет примерно на 4 тыс. рублей в год.
Снижение размера ставки НДС является эффективным способом стимулирования внутреннего спроса и развития производства отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости (в первую очередь в высокотехнологичных отраслях экономики).
Выпадающие из-за снижения ставки НДС доходы федерального бюджета законопроектом предлагается возместить за счет изменения размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов.
В настоящее время в федеральном законодательстве закреплена регрессивная шкала страховых пенсионных взносов. Тариф для исчисления взноса зависит от получаемой гражданином заработной платы.
К примеру, на 2018 год Правительством Российской Федерации предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлена в размере 1 021 000 рублей (далее - предельная базовая величина). Для граждан Российской Федерации, получающих годовую заработную плату ниже данного уровня, размер тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 процента. При превышении предельной базовой величины годовой заработной платы размер тарифа снижается до 10 процентов.
При этом согласно действующим нормам Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 г. размер тарифа на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, получающих заработную плату ниже предельной базовой величины, возрастет до 26 процентов, а суммы, превышающие предельную базовую величину, будут полностью освобождены от уплаты страховых взносов.
Законопроектом предлагается зафиксировать на бессрочный период тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и 26 процентов - сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Переход от регрессивной шкалы страховых пенсионных взносов к прогрессивной шкале будет способствовать снижению экономического и социального неравенства среди граждан Российской Федерации. В сочетании со снижением базовой ставки НДС введение прогрессивной шкалы пенсионных взносов позволит перенести налоговую нагрузку с лиц с невысоким уровнем доходов на лиц с высокими доходами. При этом будут созданы благоприятные условия для развития отечественной экономики.
Аналогичные по содержанию законопроекты в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Согласно принятому бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прогнозируемые поступления страховых взносов с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, по тарифу 10% составят в 2019 году 326,20 млрд. рублей, в 2020 году - 328,09 млрд. рублей. Повышение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 10 процентов до 26 процентов с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, увеличит объем поступлений на финансирование страховой пенсии в 2019 году на 521,92 млрд. рублей, в 2020 году - на 524,94 млрд. рублей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Общая сумма утвержденных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляет в 2019 году 3 339,6 млрд. рублей, в 2020 году - 3 433,8 млрд. рублей. Предлагаемое повышение тарифа страховых взносов позволит сократить расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты в объемах, равных дополнительным поступлениям страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно принятому федеральному бюджету на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прогнозируемые доходы от налога на добавленную стоимость при действующей ставке налога, равной 18 процентам, составят в 2019 году 3 558,66 млрд. рублей, в 2020 году - 3 880,09 млрд. рублей. Снижение ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов до 16 процентов приведет к сокращению доходов федерального бюджета в 2019 году на 395,41 млрд. рублей, в 2020 году - на 431,12 млрд. рублей.
Таким образом, предлагаемое повышение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при одновременном уменьшении размера ставки налога на добавленную стоимость позволит сократить расходы федерального бюджета в 2019 году на 126,51 млрд. рублей, в 2020 году - на 93,82 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";
3. Федеральный закон от 03 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации в части изменения ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов на 16 процентов:
- от 30 декабря 2000 г. N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей";
- от 22 июля 2006 г. N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации";
- от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость";
- от 3 августа 2015 г. N 784 "О применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету "Россия-2018", дочерним организациям Организационного комитета "Россия-2018", национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA".
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в приказы Федеральной налоговой службы в части изменения ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов на 16 процентов:
- от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме";
- от 30 ноября 2015 г. N ММВ-7-10/551@ "Об утверждении формата представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме";
- от 30 ноября 2015 г. N ММВ-7-10/552@ "Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме";
- от 24 марта 2016 г. N ММВ-7-15/155@ "Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме";
- от 13 апреля 2016 г. N ММВ-7-15/189@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме";
- от 21 марта 2017 г. N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.