Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 581478-7 "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона вносит изменение в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Целью законопроекта является изменение порядка восстановления в прежнем воинском звании гражданина, лишенного воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, которое в соответствии с предлагаемой нормой будет возможно лишь в случае его реабилитации или изменения (отмены) приговора суда.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие при восстановлении гражданина, лишенного воинского звания, в прежнем воинском звании.
Предлагаемым изменением в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" восстановление гражданина, лишенного воинского звания, в прежнем воинском звании будет производиться лишь в случае его реабилитации или изменения (отмены) приговора суда в части лишения воинского звания, при этом возможность восстановления в утраченных воинских званиях во внесудебном порядке исключается.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград предусмотрено статьей 48 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Данное наказание назначается только как дополнительное и только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом анализа личности виновного, включая его характеристику до совершения преступления, в процессе совершения, особенности постпреступного поведения. Поскольку назначение данного наказания есть право, а не обязанность суда, суд в приговоре мотивирует свое решение и приводит обоснованный вывод о возможности, необходимости и целесообразности применения этого наказания.
Количественные показатели военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением воинских званий, составляют: в 2016 году - 4 человека, в 2017 году - 6 человек и в 2018 году - 3 человека, что объясняется ограниченным кругом преступлений, за которые данное наказание может быть назначено.
Основным элементом в содержании этого наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным - лишение льгот и преимуществ. По своему карательному воздействию данное наказание является позорящим. Оно оказывает морально-психологическое воздействие на осужденного, который в связи с совершенным им преступлением признается недостойным ранее присвоенного специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственной награды.
По своей сути данное наказание является бессрочным и может быть отменено только в случае реабилитации гражданина или в случае если осужденный актом об амнистии освобожден от дополнительного наказания (статья 84 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод, что законом регламентирован только порядок лишения воинского звания, который закреплен в статье 61 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. При этом законодательно закрепленная процедура восстановления в воинских званиях лиц, за которыми признано право на реабилитацию либо в отношении которых отменен либо изменен приговор в части лишения воинского звания, отсутствует.
Законодательство не позволяет ясно и недвусмысленно ответить на возникающие в правоприменительной практике вопросы о необходимости (или отсутствии таковой) издания акта должностного лица о восстановлении воинского звания, имеющего право присваивать это воинское звание.
В целях устранения данной неопределенности целесообразно при рассмотрении вопроса о восстановлении в воинском звании в связи с реабилитацией либо изменением (отменой) приговора суда в части лишения воинского звания придерживаться порядка, аналогичного норме, изложенной в статье 61 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, когда должностное лицо на основе решения суда производит соответствующие записи и принимает меры по восстановлению прав и льгот реабилитированного лица.
Законопроектом порядок восстановления в воинских званиях предлагается изложить в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 с учетом положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регулирующих исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, то есть по аналогии с порядком исполнения приговора о лишении воинских званий, изложенном в статье 61 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Предусматривается, что должностное лицо на основе поступившей из судебных органов копии решения суда будет производить соответствующие записи в учетных документах без издания акта и принимать меры по восстановлению прав и льгот реабилитированного лица, или лица, в отношении которого изменен (отменен) приговор в части лишения воинского звания.
При этом отсутствие у должностного лица права на восстановление в воинском звании позволит исключить субъективные факторы, влияющие на решение данного вопроса, минимизировать коррупционные риски, которые могут возникнуть при применении действующего порядка восстановления в воинском звании, а также уменьшить количество обращений в судебные инстанции граждан, неверно трактующих действующую правовую норму и считающих неправомерными решения должностных лиц об отказе в восстановлении им воинских званий.
Такой подход позволит обеспечить определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы и ее согласованность с системой действующего правового регулирования, а также более точно реализовать предлагаемую идею исключения возможности восстановления воинских званий во внесудебном порядке.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации, а предполагаемые в нем решения не окажут влияния на достижения целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не повлечет изменений финансовых обязательств государства, и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения существующих федеральных законов, а также принятия новых.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребует внесения изменения в Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".
Необходимость разработки проекта указа Президента Российской Федерации обусловлена приведением Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в соответствие с нормами действующего законодательства.
Целью проекта указа Президента Российской Федерации является изменение порядка восстановления в прежнем воинском звании гражданина, лишенного воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, лишь в случае его реабилитации или изменения (отмены) приговора суда в части лишения воинского звания.
Предметом правового регулирования проекта указа Президента Российской Федерации являются отношения, возникающие при восстановлении гражданина, лишенного воинского звания, в прежнем воинском звании.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти за разработку вышеназванного проекта указа Президента Российской Федерации - Минобороны России, срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.