Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 587183-7 "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" вносится изменение в пункт 1 статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), а именно указанная статья дополняется подпунктом 8, предусматривающим освобождение от вывозных таможенных пошлин топлива, масел и смазочных материалов, вывозимых из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов и буровых установок, используемых в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов снабжения и аварийно-спасательных судов, используемых для обеспечения указанных работ и других видов деятельности в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации.
Действующие положения законодательства Российской Федерации не в полной мере учитывают данную специфику добычи углеводородов в новых перспективных регионах.
Бункерное топливо, масла и смазочные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации облагаются вывозными таможенными пошлинами, так как не предназначены непосредственно для создания или эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений (далее - ИОУС).
При этом в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 апреля 2013 г. N 25 иностранные товары, предназначенные для строительства (эксплуатации, использования) искусственных островов, установок, сооружений, перемещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений.
Таким образом, законодательством Российской Федерации остается не урегулированным только вопрос о бункеровке судов, буровых установок (судов), привлекаемых для выполнения указанных ниже работ, когда таможенная территория Евразийского экономического союза в связи с созданием ИОУС не образуется, а также бункеровкой ледоколов для управления ледовой обстановкой, аварийно-спасательных судов и судов снабжения, находящихся на дежурстве у ИОУС, на которых образована таможенная территория Евразийского экономического союза.
При разработке данного законопроекта было проанализировано положение дел в сфере бункеровки круизных судов, рыболовецких судов в портах Российской Федерации. Проанализированы комментарии государственных контрольных органов по данному направлению.
Одна из главных проблем, на которую государственные контрольные органы неоднократно обращали внимание, - это отсутствие механизма подтверждения целевого использования освобождаемых от вывозных таможенных пошлин товаров.
Государственные контрольные органы указывают, что одной из причин сложившейся ситуации явилось отсутствие должного нормативно-правового регулирования.
Принятие законопроекта в настоящее время не повлечет значительных выпадающих доходов федерального бюджета. Так, компанией ООО "Газпром нефть шельф", осуществляющей деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации по добыче углеводородов, в 2014 году было вывезено 2018 тонн бункерного дизельного топлива для обеспечения деятельности судов АСС и судов-снабженцев, находящихся на дежурстве у МЛСП "Приразломная", стоимостью 58,5 млн. руб. При этом общая сумма вывозной таможенной пошлины, заплаченной в федеральный бюджет Российской Федерации составит 19,6 млн. рублей. В 2015 году было вывезено 1802 тонны, стоимость - 58,8 млн. рублей, вывозная пошлина - 6,06 млн. рублей.
В 2016 году сумма вывозной таможенной пошлины составила 1,6 млн. рублей. Такое снижение произошло вследствие изменения логистической составляющей при реализации проекта.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость увеличения добычи углеводородного сырья на шельфе, объемы работ, проводимых там, могут существенно возрасти уже к 2030 году.
В 2019 году лицензионными обязательствами и планами недропользователей предусмотрено бурение разведочных скважин на 10 лицензионных участках: 7 в Карском море - Ленинградский, Скуратовский, Крузенштернский (ПАО "Газпром"), Персеевкий, Федынский, Западно-Приновоземельский, Южно-Русский ЛУ (ПАО НК "Роснефть"), 3 в Баренцевом море (вкл. Печерское) - Лудловский ЛУ, Ледовый ЛУ (ПАО "Газпром"), Восточно-Приновоземельский ЛУ (ПАО НК "Роснефть").
С учетом выполнения 100% запланированных работ без учета изменения логистической схемы экспортная пошлина на судовое топливо в 2019 году для указанных проектов может составить 150 тыс. т. Экспортная пошлина для такого объема топлива оценивается в 394,9 млн. руб. (Экспортная пошлина 41,2 $ за 1 т) 15000 х 10 х 41,2 х 63,9 руб. = 394,9 млн. руб.
В случае увеличения количества работающих добычных платформ до 3 шт. (Приразломное месторождение и Долгинское месторождение) объем требуемого судового топлива может возрасти до 66 тыс. т в год. При этом экспортная пошлина для такого объема в ценах 2018 года составит 173,7 млн. руб. Однако, учитывая незначительную удаленность платформ друг от друга, также можно значительно сократить издержки за счет оптимизации логистической схемы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29.05.2014), иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" не влечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, поскольку, приобретая припасы и топливо на территории Российской Федерации для снабжения либо собственных судов компании, либо судов, арендованных с целью выполнения работ или несения аварийно-спасательного дежурства в местах осуществления технологических операций по геологическому изучению недр и добыче углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, фактически экспортной операции не происходит.
Принятие и реализация законопроекта не влечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Принятие Закона не повлечет значительных выпадающих доходов федерального бюджета.
Так, компанией ООО "Газпром нефть шельф", осуществляющей деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации по добыче углеводородов, в 2014 году было вывезено 2018 тонн бункерного дизельного топлива для обеспечения деятельности МЛСП "Приразломная", стоимостью 58.5 млн. руб. При этом общая сумма вывозной таможенной пошлины, заплаченной в федеральный бюджет Российской Федерации, составит 19.6 млн. рублей. В 2015 году было вывезено 1802 тонны стоимостью - 58,8 млн. рублей, вывозная пошлина - 6,06 млн. рублей.
В 2016 году сумма вывозной таможенной пошлины составила 1,6 млн. рублей. Такое снижение произошло вследствие изменения логистической составляющей при реализации проекта.
Вместе с тем, принимая необходимость увеличения добычи углеводородного сырья на шельфе, объемы работ, проводимых там, могут существенно возрасти уже к 2030 году.
В 2019 году лицензионными обязательствами и планами недропользователей предусмотрено бурение разведочных скважин на 10 лицензионных участках в Карском и в Баренцевом морях.
С учетом выполнения 100% запланированных работ без учета изменения логистической схемы объем потребляемого судового топлива, облагаемого экспортной пошлиной, в 2019 году для указанных проектов может составить 150 тыс. т. Экспортная пошлина для такого объема топлива оценивается в 394,9 млн. руб. (Экспортнная пошлина 41,2 $ за 1 т) 15000 х 10 х 41,2 х 63,9 руб. = 394,9 млн руб.
В случае увеличения количества работающих добычных платформ до 3 шт. (Приразломное месторождение и Долгинское месторождение) объем требуемого судового топлива может возрасти до 66 тыс. т в год. При этом экспортная пошлина для такого объема в ценах 2018 г. составит 173,7 млн. руб. Однако, учитывая незначительную удаленность платформ друг от друга, можно значительно сократить издержки за счет оптимизации логистической схемы.
Оценка возможного эффекта освобождения от вывозной таможенной пошлины топлив, масел и смазочных материалов, используемых при реализации шельфовых проектов, показала, что совокупное снижение затрат будет иметь ограниченное влияние на эффективность шельфовых проектов - в среднем + 0,1% к исходному значению прогнозируемой доходности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - законопроект) потребует принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение порядка представления обязательства о целевом использовании топлива, моторных масел и смазочных материалов, вывозимых с территории Российской Федерации для обеспечения деятельности судов, используемых в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов обеспечения и поисково-спасательных судов, используемых для обеспечения указанных работ (далее - товары), а также порядка подтверждения целевого использования товаров.
Описание основных изменений.
Целевое использование товаров осуществляется при условии представления при таможенном декларировании письменного обязательства от лица, получившего в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на пользование недрами для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, в чьих интересах осуществляются указанные работы, о целевом использовании вывозимых товаров в определенном законопроектом количестве.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта:
Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минфин России,
Минтранс России, Минприроды России.
Срок разработки нормативного правового акта:
IV квартал 2018 г. - разработка, согласование и внесение в Правительство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.