Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 586629-7 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан на основе обращений правоприменителей и направлен на повышение эффективности мер административной ответственности за нарушение земельного законодательства и осуществления полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями земельного законодательства органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно нормам статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль.
Вместе с тем полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях нарушения земельного законодательства (в особенности это касается случаев, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) должностные лица органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, не наделены. Данные полномочия осуществляются только должностными лицами органов государственного земельного надзора. В связи с этим законодательство предусматривает порядок взаимодействия указанных органов между собой, в результате которого необходимая информация о фактах нарушения земельного законодательства передается должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль, должностным лицам органов государственного земельного надзора, которые в свою очередь принимают решение о возможности возбуждения дела об административном правонарушении.
Как показал анализ соответствующей правоприменительной практики, указанный порядок не позволяет оперативно реагировать на нарушения земельного законодательства и эффективно осуществлять полномочия по управлению земельными ресурсами на территории муниципальных образований.
С учетом данного обстоятельства законопроектом предлагается предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), которые являются наиболее применимыми в деятельности органов муниципального земельного контроля, должностным лицам органов местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль. При этом законопроектом предлагается данное полномочие ограничить только в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставление которых осуществляется органами местного самоуправления.
При рассмотрении законопроекта в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации экспертами обращено внимание на то, что проект законодательной инициативы N 7-532 "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленный Законодательным Собранием Вологодской области, более комплексно решает проблему определения компетенции органов муниципального контроля. Вместе с тем, по нашему мнению, данная инициатива не исключает необходимости закрепления в части 7 статьи 28.3 Кодекса статей Кодекса, по которым будут составлять протоколы органы местного самоуправления. Кроме того, проект законодательной инициативы N 7-532 не предусматривает принципы распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления при составлении протоколов по одной и той же статье Кодекса. Подготовленный Самарской Губернской Думой законопроект предлагает порядок разрешения данного вопроса во избежание спорных ситуаций.
Таким образом, внесение предлагаемого законопроектом изменения не противоречит изменению, подготовленному Законодательным Собранием Вологодской области, а дополняет его.
С учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства на проект законодательной инициативы Самарской Губернской Думы N 7-564 принятие законопроекта потребует внесения изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации в части регулирования вопросов, связанных с взаимодействием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" одним законопроектом невозможно объединить изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Земельный кодекс Российской Федерации. В связи с этим проект федерального закона "О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации" разработан отдельно и будет внесен дополнительно.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации в части регулирования вопросов, связанных с взаимодействием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.