Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 582559-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за невыполнение обязанности по незамедлительному возврату задержанных транспортных средств"
Досье на проект федерального закона
В целях формирования в субъектах Российской Федерации единых требований к срокам оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, с 1 сентября 2016 года применяются положения Федерального закона от 23.06.2016 N 205-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым определено, что возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.
При этом оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства должна осуществляться в сроки, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными приказом ФАС России от 15 августа 2016 года N 1145/16 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 7 Методических указаний срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.
Таким образом, закреплен минимальный период отсрочки оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств, который составляет 30 дней.
Вместе с тем, введение законодательной нормы о минимальном сроке оплаты расходов на эвакуацию и незамедлительном возврате транспортных средств без введения соответствующих мер ответственности за неисполнение носит лишь декларативный характер, так как подавляющее большинство региональных исполнителей услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств продолжают незаконно требовать от владельцев транспортных средств подтверждение оплаты услуг по эвакуации в качестве основания для возврата задержанного транспортного средства.
Такая ситуация порождает многочисленные обращения граждан и юридических лиц в суды, арбитражные суды с требованиями к исполнителям услуг об истребовании своих транспортных средств из чужого незаконного владения. Правоприменительная практика на уровне вышестоящих судов складывается в пользу заявителей, однако некоторые суды первой и второй инстанции необоснованно отказывают в удовлетворении подобных требований, применяя к спорным правоотношениям положения статьи 359 ГК РФ об удержании вещи.
Подавляющая же часть владельцев транспортных средств, просто подчиняются незаконным требованиям о незамедлительной оплате услуг эвакуации, чтобы не было проблем с возвратом автомобиля.
Более того, для исполнителей услуг по эвакуации не имеет значение, кто виновен в совершении административного правонарушения, которое повлекло задержание транспортного средства, правомерно ли составлен протокол об административном правонарушении, обжалован ли он в установленном законом порядке или нет. В любом случае недобросовестные исполнители услуг используют механизм удержания транспортного средства до оплаты услуг эвакуации лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, но который впоследствии может быть не привлечен к административной ответственности за данное правонарушение.
В связи с этим проектом федерального закона предусматривается административная ответственность исполнителей услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств за неисполнение обязанности о незамедлительном возврате задержанных транспортных средств после устранения причины их задержания.
Введение данной административной ответственности позволит предупредить длительные судебные разбирательства об истребовании транспортных средств со штрафстоянок, а также защитить права их владельцев от недобросовестных действий исполнителей услуг по удержанию транспортных средств, в том числе совершенных в целях получения оплаты услуг эвакуации.
Законопроектом предлагается установить следующие виды административного наказания за совершение указанных правонарушений: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до двухсот тысяч рублей.
Предложенные санкции обусловлены необходимостью создания действенной системы предотвращения нарушений, связанных с незаконным удержанием транспортных средств на штрафстоянках.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях законопроектом предлагается наделить должностных лиц органов внутренних дел (полиции) и должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Привлечение сотрудников полиции для процессуального оформления данных правонарушений обусловлено возможностью эффективной реализации данной нормы, с учетом наличия у них взаимосвязанных полномочий по составлению протоколов о задержании транспортных средств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за невыполнение обязанности по незамедлительному возврату задержанных транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за невыполнение обязанности по незамедлительному возврату задержанных транспортных средств" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за невыполнение обязанности по незамедлительному возврату задержанных транспортных средств"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за невыполнение обязанности по незамедлительному возврату задержанных транспортных средств" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.