Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 583871-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", все субъекты Российской Федерации с 01.01.2019 должны перейти на новую систему в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) посредством создания института региональных операторов, определяемых на конкурсной основе, которые будут осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в зонах деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.
Для заключения указанного соглашения проводились конкурсные процедуры по выбору регионального оператора в каждой технологической зоне, предусмотренной территориальными схемами обращения с отходами, в том числе с ТКО, для субъектов Российской Федерации.
В технологических зонах, в состав которых входят районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, конкурсные процедуры объявлялись неоднократно в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие.
Отсутствие потенциальных региональных операторов обусловлено следующими причинами.
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности характеризуются низкой плотностью населения, значительной удаленностью друг от друга населенных пунктов, отсутствием транспортной доступности в межсезонье. На данных территориях практически полностью отсутствует инфраструктура по обращению с отходами. Эксплуатационные затраты на сбор и транспортирование ТКО до места их размещения не эквивалентны численности проживающего в данных местностях населения.
Также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях существует проблема утилизации отходов. Осуществление сортировки отходов экономически нецелесообразно: существующая транспортная логистика ограничивает сбыт вторичного сырья конечному потребителю, а затраты на строительство объектов по захоронению отходов в разы превышают среднюю стоимость по краю ввиду климатических особенностей территории.
В начале осуществления своей деятельности региональный оператор в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет вынужден затраты на транспортную логистику и создание инфраструктуры включить в тариф на услуги регионального оператора, что в последующем может спровоцировать значительный рост платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для населения и, как следствие, рост социальной напряженности.
Согласно расчетам приведенной стоимости услуги регионального оператора прогнозное значение единого тарифа на услугу регионального оператора по зонам деятельности в Красноярском крае складывается следующим образом:
Северо-Енисейская - 5 040 руб./ (382 руб./чел.);
Норильская - 1 135 руб./ (86 руб./чел.);
Таймырская - 16 907 руб./ (1 281 руб./чел.);
Туруханская - 24 836 руб./ (1 881 руб./чел.);
Туранская - 4 735 руб./ (358 руб./чел.).
Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 утвержден перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в который, помимо Красноярского края, входят иные субъекты Российской Федерации. В отдельных из них, например в Республике Саха (Якутия), Магаданской и Амурской области, Пермском крае, складывается подобная ситуация по отсутствию потенциальных региональных операторов.
Учитывая сложившуюся отрицательную практику проведения конкурсных процедур для технологических зон края, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо отметить, что возникают риски нарушения сроков перехода на новую систему в области обращения с отходами.
В целях организации минимальной необходимой инфраструктуры в области обращения с ТКО в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и, как следствие, снижения тарифов на услугу регионального оператора предлагаем обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не распространять на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до 1 января 2020 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.