Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 584062-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (далее - Проект) направлен на нормализацию ситуации, связанную с развитием гражданско-правового института саморегулирования, на создание полноценной структуры управления гражданско-правовым институтом в отдельно взятой отрасли путем введения связующего звена в лице Национального объединения саморегулируемых организаций (далее - Национальное объединение), а также путем установления эффективных (экономически целесообразных) механизмов дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями их работ/услуг.
Необходимость внесения, а также сущность предлагаемых изменений выявлены и сформулированы по результатам обсуждения указанной проблематики на различных публичных площадках, прежде всего:
1. Государственная Дума - в рамках работы секции "Совет по развитию саморегулирования" Экспертного совета Фракции "Справедливая Россия" в период с марта 2014 г по ноябрь 2015 г.;
2. Общественная Палата Российской Федерации - в рамках Общественных слушаний: "Пути законодательного совершенствования института саморегулирования", 10.11.15; "Пути законодательного совершенствования системы саморегулирования", 27.10.2016;
3. Агентство стратегических инициатив - Форсайт-сессия "Трансформация саморегулирования", 12, 13 декабря 2016 г.
4. Межведомственная Рабочая группа при Министерстве экономического развития Российской Федерации в период с февраля 2018 по июнь 2018 г.
5. Совет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности" - в рамках V Международной Конференции "Практическое саморегулирование" 17.04.2018, а также на ежемесячных заседаниях Совета в период с августа 2017 по сентябрь 2018 года.
Проект предусматривает следующие сущностные изменения в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон о СРО):
1. Внесение существенных изменений в понятие "саморегулирование".
Законодательное закрепление выполняемых саморегулируемыми организациями и их Национальными объединениями функций в качестве публично-значимых.
В предложенной редакции под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность саморегулируемых организаций (далее - СРО) и Национальных объединений саморегулируемых организаций по осуществлению публично-значимых функций регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности.
Таким образом, в законе предполагается разделение компетенций внутри элементов саморегулирования (между СРО, Национальным объединением СРО и госрегулятором), наделение их специфическими правами и обязанностями.
2. Установление за Национальными объединениями и СРО права разработки стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности (отраслевые стандарты) в соответствующей сфере (виде деятельности).
Разработка и установление отраслевых стандартов силами профессионального сообщества посредством СРО и Национальных объединений СРО позволит устанавливать наиболее эффективные взаимоотношения с потребителями (с учетом использования современных технологий и сохранением высокого уровня конкурентоспособности в отрасли), без необходимости привлечения усилий со стороны государства.
3. Предоставление СРО права определения вида обеспечения дополнительной имущественной ответственности перед потребителями.
Дополнительная имущественная ответственность - один из важнейших механизмов гражданско-правового института саморегулирования. Благодаря этому механизму идет работа по выявлению недобросовестных членов профсообщества, снятию напряженности во взаимоотношениях с потребителями (в т.ч. досудебное урегулирование споров), установление взаимной ответственности членов профсообщества друг за друга. Без такого механизма материальной ответственности нет института саморегулирования как такового. Дополнительная имущественная ответственность имеет свое монетарное выражение для каждого члена СРО и для всей СРО в целом.
Для того, чтобы механизм дополнительной имущественной ответственности был эффективен (востребован), и СРО и потребители были заинтересованы в его применении, он должен быть экономически целесообразен для СРО (стоимость содержания, обеспечения, особенности реализации и применения, соответствие текущему состоянию экономики) - т.е. механизм не должен быть убыточен для СРО. Поэтому у СРО должно быть право выбора такого вида механизма дополнительной имущественной ответственности, который наиболее доступен и удобен для каждой конкретной СРО. В связи с чем, в законопроекте предложено предоставление права СРО выбора одного из видов дополнительной имущественной ответственности либо из совокупности (коллективное страхование, создание компенсационного фонда).
4. Введение новелл (ст. 25-34), содержащих положения о Национальном объединении саморегулируемых организаций.
Важным дополнением для развития гражданско-правового института саморегулирования в целом является введение недостающего элемента системы саморегулирования - национального объединения саморегулируемых организаций. Установление условий его создания, определение его компетенций, установление специфических прав и обязанностей в отношении СРО и в отношении госрегулятора.
Основной задачей национального объединения является выработка консолидированной позиции профессионального сообщества (через участие их в СРО), представление и отстаивание ее перед государственными органами власти, а также выработка и установление единых отраслевых стандартов.
5. Установление особенностей корпоративного управления в СРО и национальном объединении.
Развитие корпоративного права в Российской Федерации выявило задачу усиления роли коллегиальных органов управления в корпоративных организациях (СРО и национальное объединения создаются в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов) - некоммерческих корпоративных организаций). Высшим органом управления корпоративной организации является общее собрание ее членов. Поскольку члены некоторых СРО и национальных объединений функционируют на всей территории РФ, возможность организации заседаний коллегиальных органов управления (общее собрание, президиум) с помощью интерактивных коммуникационных технологий повышает уровень проведения легитимных заседаний коллегиальных органов управления, на которых присутствует необходимый и достаточный кворум для принятия управленческих решений.
Не менее важным является установление специальных норм, регулирующих участие в общем собрании членов СРО или национального объединения СРО через представителя.
Крайне важным для общественных публичных организаций является наличие близких позиций, с точки зрения реализации основных направлений развития СРО и национальных объединений СРО, между постоянно действующим коллегиальным органом и исполнительной дирекцией. Поэтому в данном законопроекте предложена новация, которая дает право национальному объединению установить исключительную компетенцию по избранию исполнительного директора либо общим собранием членов, либо постоянно действующим коллегиальным органом управления.
Также предложено, для расширения числа людей, принимающих участие в выработке корпоративных управленческих решений, обязательное личное присутствие членов постоянно действующих коллегиальных органов на заседаниях таких органов.
Предложенные изменения направлены на развитие гражданско-правового института саморегулирования, повышение его эффективности. А также устранят имеющиеся трудности в реализации тех механизмов саморегулирования, которые являются экономически не эффективными, процессуально трудно исполнимыми, что в целом задерживает развитие института саморегулирования.
Предложенные меры направлены на повышение привлекательности гражданско-правового института саморегулирования для отраслей, в которых саморегулирование еще не введено, что соответствует Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 N 2776-р
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" содействует достройке системы управления в гражданско-правовом институте саморегулирования, путем введения важного недостающего звена - национального объединения саморегулируемых организаций.
При реализации положений об обязательности членства саморегулируемых организаций в национальных объединениях в тех сферах деятельности, которые переведены на саморегулирование на законодательной основе, будет создана возможность передачи контрольных функций за деятельностью саморегулируемых организаций от госрегуляторов к национальным объединениям, что значительно сократит нагрузку на органы государственной власти, а также должно способствовать сокращению издержек государства в части контроля за саморегулируемыми организациями в этих сферах деятельности.
Прочие предложения проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не потребуют дополнительных расходов из бюджетов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" потребует внесения изменений в следующие Федеральные законы:
1) Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
4) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
5) Федеральный закон от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации";
6) Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
7) "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
8) Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.