Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 585217-7 "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предлагает внесение изменения в абзац третий пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), уточняющего порядок подписания и выдачи удостоверений судьям, пребывающим в отставке.
Мировые судьи согласно статьям 3, 4 и 28 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") относятся к числу судов субъектов Российской Федерации, которые входят в единую судебную систему Российской Федерации, а потому их полномочия и порядок деятельности устанавливаются как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", принятый в развитие положений названного Федерального конституционного закона и закрепляющий основные принципы организации и деятельности мировых судей, определяет пределы компетенции субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности мировых судей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку. Однако порядок изготовления, учета и выдачи удостоверений судьям, пребывающим в отставке, установлен Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 сентября 2014 года N 206 "Об утверждении инструкции о порядке изготовления, учета и выдачи удостоверений судьям федеральных судов, пребывающим в отставке" только для судей федеральных судов.
Полагаем, что в вопросе о порядке подписания и выдачи удостоверения мирового судьи в отставке существует правовая неопределенность, порождаемая указанными нормами Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
В абзаце третьем пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что удостоверения судьи в отставке подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку. При этом мировой судья не работает в качестве судьи в конкретном суде. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. Таким образом, мировые судьи являются отдельным элементом судебной системы Российской Федерации и не входят в систему федеральных судов, к которым в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" относятся в том числе областные и районные суды.
Таким образом, порядок выдачи удостоверения мирового судьи в отставке на федеральном уровне в настоящее время отсутствует. В то же время положений о передаче нормотворческих полномочий по закреплению обозначенного порядка органам государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательстве не предусмотрено.
Ранее действовавшей редакцией абзаца четвертого пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 июня 2000 года N 89-ФЗ) было предусмотрено, что мировым судьям, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Однако впоследствии Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" из пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" было исключено положение о том, что судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировым судьям, пребывающим в отставке, удостоверения подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и введена норма, определяющая, что судьям, пребывающим в отставке, удостоверения судьи подписываются и выдаются председателем суда, в котором они работали в качестве судьи непосредственно перед уходом в отставку.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" порядок подписания и выдачи мировым судьям удостоверения судьи устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
При этом в законодательстве Российской Федерации не конкретизировано, включается ли понятие "удостоверение мирового судьи в отставке" в понятие "удостоверение мирового судьи". В пользу указанного предположения можно привести норму пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Таким образом, можно предположить, что в соответствии с приведенной нормой судья в отставке является судьей по смыслу, придаваемому данному понятию Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
На основании изложенного в целях исключения правовой неопределенности полагаем необходимым установить конкретную норму в пункте 3 статьи 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", предусматривающую, что судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировым судьям, пребывающим в отставке, удостоверения подписываются и выдаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.