Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 592287-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N Пр-1650 о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на расширение понятия "паллиативная медицинская помощь" и уточнение порядка ее оказания, в том числе в амбулаторных условиях и на дому, а также порядка социального обслуживания неизлечимо больных граждан и порядка межведомственного взаимодействия при оказании им медицинских и социальных услуг.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изменения, предусматривающие:
определение понятия "паллиативная медицинская помощь" как комплекса мероприятий, включающего медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и мероприятия по уходу, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на избавление от боли, облегчение других тяжелых проявлений заболевания и поддержание функций организма;
конкретизацию права пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами;
возможность предоставления гражданам бесплатных лекарственных препаратов при оказании им паллиативной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не только в стационарных и амбулаторных условиях, но и в условиях дневного стационара;
подразделение паллиативной медицинской помощи на паллиативную первичную медицинскую помощь, в том числе доврачебную и врачебную, и паллиативную специализированную медицинскую помощь;
обеспечение оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях;
организацию взаимодействия при оказании паллиативной медицинской помощи медицинских работников, прошедших обучение по оказанию такой помощи, с работниками организаций социального обслуживания, иными лицами, а также с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья;
установление Минздравом России совместно с Минтрудом России порядка организации оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, а также общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Положения законопроекта соответствуют резолюции Всемирной организации здравоохранения WHA 67.19 "Укрепление паллиативной медицинской помощи в качестве одного из компонентов комплексного лечения на протяжении всего жизненного цикла" (Женева, Швейцария, 19 -24 мая 2014 г.), согласно которой понятие "паллиативная помощь" полностью тождественно понятию "паллиативная медицинская помощь" и включает в себя оказание медицинской помощи и одновременное предоставление социальных услуг.
Предусмотренные законопроектом изменения направлены на защиту прав и законных интересов и улучшение качества жизни пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, не повлекут за собой увеличение числа пациентов, общей заболеваемости и объемов паллиативной медицинской помощи. Так, внедрение стационарзамещающих форм оказания паллиативной медицинской помощи в городах с большой плотностью населения будет способствовать повышению ее качества и доступности и позволит оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи"
Внесение изменений в статью 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является конкретизацией прав пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, на обезболивание, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами. Указанные изменения не налагают дополнительных бюджетных обязательств на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Изменения, вносимые в статью 36 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части расширения понятия "паллиативная медицинская помощь" не потребуют дополнительного финансирования.
Организацию дневных стационаров, как структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь, планируется осуществлять путем реструктуризации коек круглосуточных стационаров, оказывающих паллиативную медицинскую помощь и путем открытия новых структурных подразделений за счет бюджетов субъектов Российской Федерации с привлечением средств субсидий федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N Пр-2713 (подпункт "б" пункта 4) о принятии мер по обеспечению больных, нуждающихся в медицинском оборудовании для использования на дому, соответствующим оборудованием, а также необходимыми лекарственными средствами, включая обезболивающие, в объеме 4,03 млрд. рублей на 2019 год и 4,06 млрд. рублей ежегодно на плановый период 2020 и 2021 годов.
Общий объем финансирования оказания паллиативной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017 году составил 15,97 млрд. рублей.
Внедрение малозатратных стационарозамещающих технологий, предусмотренных статьями 36 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", позволит оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации за счет изменения условий пребывания, сокращения расходов на обеспечение круглосуточного наблюдения пациентов медицинским персоналом, расходов на питание и коммунальные платежи.
Нормы, проектируемые статьями 36 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", направлены на улучшение качества жизни неизлечимо больных, не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении.
Лекарственное обеспечение пациентов в условиях дневного стационара паллиативной медицинской помощи позволит сократить число госпитализаций.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам паллиативной помощи" не приведет к возникновению новых бюджетных обязательств.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи"
N п/п |
Наименование проект нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Сроки подготовки нормативного правового акта |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнитель разработки проекта нормативного правового акта |
1. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. N 187н "Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению" |
пункт 2 законопроекта |
6 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Установление требований к деятельности дневного стационара медицинской организации, оказывающей паллиативную медицинскую помощь взрослому населению, в том числе требований к оснащению медицинскими изделиями |
Минздрав России |
2. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 14 апреля 2015 г. N 193н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям" |
пункт 2 законопроекта |
6 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Установление требований к деятельности дневного стационара медицинской организации, оказывающей паллиативную медицинскую помощь детям, в том числе требований к оснащению медицинскими изделиями |
Минздрав России |
3. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" |
пункт 2 законопроекта |
6 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Установление требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании паллиативной медицинской помощи в условиях дневного стационара |
Минздрав России |
4. |
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации "Об утверждении порядка организации оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, а также общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья" |
пункт 2 законопроекта |
6 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации |
Установление порядка организации оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, а также общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья |
Минздрав России, Минтруд России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.