Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 590071-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" (далее - законопроект) разработан в целях поддержки развития крестьянского (фермерского) хозяйства, повышения занятости и эффективности работы таких хозяйств, которые обеспечивают страну продукцией сельского хозяйства.
В условиях политики, направленной на импортозамещение, всё большую роль играют такие сельскохозяйственные товаропроизводители, как крестьянские (фермерские) хозяйства, которые осуществляют деятельность в области племенного животноводства.
Улучшая продуктивные качества сельскохозяйственных животных, крестьянские (фермерские) хозяйства способствуют разведению высокопродуктивных и конкурентоспособных племенных животных, внося значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности России.
Однако нормы Федерального закона от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) не позволяют в полной мере и на равных условиях крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, стать полноправными участниками в сфере производства и использования племенной продукции (материала), получать племенные свидетельства и меры государственной поддержки.
Согласно статье 2 Федерального закона N 123-ФЗ организация по племенному животноводству - это юридическое лицо, осуществляющее разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства.
В статье 29 Федерального закона N 123-ФЗ указано, что "...деятельность в области племенного животноводства осуществляется организациями по племенному животноводству и гражданами (крестьянскими (фермерскими) хозяйствами). К гражданам (крестьянским (фермерским) хозяйствам), осуществляющим деятельность в области племенного животноводства без образования юридического лица, соответственно применяются положения настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность организаций по племенному животноводству, если иное не вытекает из законодательства Российской Федерации или из существа правоотношения".
Статьи 6 и 10 Федерального закона N 123-ФЗ указывают на то, что племенная продукция (материал) может находиться в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), в собственности субъектов Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации), в собственности муниципальных образований (муниципальная собственность), в собственности граждан (крестьянских (фермерских) хозяйств) и юридических лиц, осуществляющих разведение и использование племенных животных.
Однако в силу статей 2, 8, 18 и 22 Федерального закона N 123-ФЗ племенные животные являются ограниченно оборотоспособными, реализация их может производиться в соответствии с установленными законом ограничениями и правилами. Из взаимосвязи указанных статей следует, что реализация племенной продукции может осуществляться только с соблюдением специальных требований, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ, и только организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, созданными в форме юридического лица. Вместе с племенным животным продавец при совершении сделки купли-продажи обязан передать надлежаще оформленное племенное свидетельство на каждое из продаваемых племенных животных.
Животные признаются племенными, только если организация, осуществляющая их разведение, зарегистрирована в государственном племенном регистре в установленном порядке. Статус "племенной продукции" при обороте может сохраняться при условии ее перемещения между организациями, осуществляющими деятельность в области племенного животноводства.
Следовательно, полная правоспособность в рамках Федерального закона N 123-ФЗ возникает лишь у субъекта, который обладает статусом юридического лица.
Федеральный закон N 123-ФЗ был принят в августе 1995 года, на тот момент крестьянские (фермерские) хозяйства уже существовали в форме юридических лиц (возможность их создания в форме юридических лиц была предусмотрена Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), однако с 1 января 1995 года, после введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ПС РФ), возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица была исключена.
Крестьянские (фермерские) хозяйства должны были осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен был иметь статус индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 23 ГК РФ). Впоследствии с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указанный пункт статьи 23 ГК РФ был признан утратившим силу, а крестьянские (фермерские) хозяйства вновь получили возможность осуществлять свою деятельность как без образования юридического лица (пункт 5 статьи 23 ГК РФ), так и путем создания юридического лица (пункт 1 статьи 86.1 ГК РФ). Однако и в том, и в другом случае это добровольное объединение граждан.
Таким образом, непостоянство норм федерального законодательства, регулирующих правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, повлекло за собой исключение из оборота в сфере племенного животноводства такого участника, как крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица.
Принятие законопроекта позволит всем крестьянским (фермерским) хозяйствам стать полноправными участниками в сфере деятельности племенного животноводства и осуществлять деятельность в условиях политики равных возможностей.
Стимулирование таких малых форм хозяйствования, как крестьянские (фермерские) хозяйства будет способствовать расширению базы для разведения высокопродуктивных сельскохозяйственных животных, что приведет к получению более качественной животноводческой продукции и увеличению ее количества.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О племенном животноводстве" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) приказ Минсельхоза России от 17 ноября 2011 года N 430 "Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по определению видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства";
2) приказ Минсельхоза России от 17 ноября 2011 года N 431 "Об утверждении Правил в области племенного животноводства "Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства" и о признании утратившими силу приказов Минсельхоза России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.