Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 590947-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников" вызвана необходимостью обеспечения незамедлительного и существенного улучшения эффективности деятельности отечественной системы образования как основополагающего фактора динамичного развития России, укрепления ее обороноспособности и формирования конкурентоспособной экономики, базирующейся на высоком уровне образованности населения.
Несмотря на декларируемые в последнее десятилетие мероприятия по развитию образования ситуация в данной сфере продолжает ухудшаться. Представляется, что в основе негативного развития событий в отечественной системе образования лежит неправильная ориентаций мероприятий в сфере образования последнего десятилетия, которые решали и решают, в первую очередь, организационные вопросы (например, сокращение числа вузов, создание благоприятных условий для "избранных" образовательных учреждений и т.д.), но не обеспечили должного статуса педагогического работника.
Принятые Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 меры по повышению заработной платы педагогических работников не реализованы в достаточной мере. Одновременно с этим часть из таких мер была реализована на практике в искаженном виде, не принеся должного эффекта: установленные в Указе положения о достижении средней заработной платы, а не окладов (должностных окладов), привели к негативным последствиям для многих педагогических работников. С целью достижения заданных Указом размеров средней заработной платы многие руководители образовательных организаций идут на то, чтобы за счет существенного повышения в 1,5-2 раза учебной нагрузки части преподавателей (что лишает возможности преподавателя осуществлять образовательный процесс на высоком уровне и ведет к чрезмерным трудовым перегрузкам самого преподавателя) сократить часть преподавателей и таким образом повысить среднюю заработную плату в образовательной организации. Одновременно действующими нормативными актами повышение заработной платы для значительной части педагогических работников образовательных организаций "растянуто" до 2019 года, что отрицательно воспринимается педагогическими работниками, особенно ее молодежной частью.
В то же время, вступивший в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" хотя и содержит статью 47 "Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации", но фактически эта статья только декларирует общие положения о статусе педагога, которые в большинстве своем не несут практической значимости для работников образования. Единственная норма указанного Закона, которая направлена на повышение заработной платы учителей общеобразовательных организаций, содержится в статье 99. Но и она содержит вышеуказанный недостаток, устанавливая, что уровень средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу не может быть ниже уровня, средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены общеобразовательные организации. При этом Закон не предусматривает повышение заработной платы педагогических работников образовательных организаций других типов.
Таким образом, для массового привлечения в систему образования специалистов высокого класса необходимо установить на уровне федерального законодательства такой статус педагогического работника, который бы существенно повысил авторитет педагога в обществе и привлекательность работы педагога.
Настоящий проект федерального закона направлен на решение вышеуказанной задачи, в том числе путем установления норм прямого действия при определении трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников.
Положения настоящего проекта федерального закона направлены на наделения педагогов реальными социальными гарантиями, которыми, в частности, являются:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оплата длительного отпуска осуществляется в размерах не менее 70 процентов от средней заработной платы за соответствующий период предыдущего учебного года;
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) право на получение единовременного пособия в размере пяти окладов (должностных окладов) педагогических работников при поступлении на работу в общеобразовательную организацию в год окончания по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или по основной образовательной программе высшего образования образовательной организации высшего образования. В случае увольнения педагогического работника по его инициативе из общеобразовательной организации в течение первых трех лет со дня получения им единовременного пособия, единовременное пособие подлежит возврату. Порядок осуществления и возврата пособия, установленного настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации;
8) право на получение ежемесячной надбавки в размере двадцати пяти процентов оклада (должностного оклада) по основной работе в течение первых трех лет работы, при условии поступления педагогического работника на работу в общеобразовательную организацию в год окончания им по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или по основной образовательной программе высшего образования образовательной организации высшего образования;
9) право на разовую выплату в размере двухсот тысяч рублей при поступлении на работу в общеобразовательную организацию, расположенную в сельском поселении, при условии поступления педагогического работника на работу в общеобразовательную организацию в год окончания им по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или основной образовательной программы высшего образования образовательной организации высшего образования. В случае увольнения педагогического работника по его инициативе из общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, в течение первых пяти лет со дня получения им единовременного пособия, единовременное пособие подлежит возврату. Порядок выплаты, установленной настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации;
10) право на получение единовременного пособия в размере двух окладов (должностных окладов) при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы);
11) право на получение надбавок к окладам (должностным окладам) в размере трех процентов за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса в общеобразовательной организации, на первое число каждого месяца;
12) право на получение надбавки в размере не менее двадцати пяти процентов к окладам (должностным окладам) педагогических работников за работу в образовательной организации, расположенной в сельском населенном пункте;
13) право на получение надбавок в размере двадцати пяти процентов к окладам (должностным окладам) в случае присвоения им почетных званий "Народный учитель СССР" и "Народный учитель Российской Федерации";
14) право на установление оплаты труда в размере не менее оклада (должностного оклада) педагогического работника в случае, когда педагогический работник малокомплектной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, имеет учебную нагрузку не менее 75 процентов от нормативной учебной нагрузки;
15) право на доплаты или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) педагогических работников при работе в федеральной государственной организации профессионального образования (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) за наличие ученой степени в размерах:
5000 рублей за ученую степень кандидата наук;
10000 рублей за ученую степень доктора наук. Педагогическому работнику (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) государственной профессиональной образовательной организации, находящейся в ведении субъектов Российской Федерации, или муниципальной профессиональной образовательной организации надбавки за ученую степень кандидата наук или доктора наук устанавливаются по решению и в размерах, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
16) право на получение при работе в общеобразовательной организации или профессиональной образовательной организации в служебных целях персонального компьютера или ноутбука и компенсации стоимости ежемесячной абонентской платы или ее части за работу в сети Интернет по минимальному тарифу, но не более 250 рублей в месяц;
17) право на компенсацию в размере пятидесяти процентов от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах не реже, чем один раз в пять лет за счет средств учредителя образовательной организации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
18) право на предоставление льготы в размере пятидесяти процентов от стоимости посещения государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их в случае сопровождения обучающихся;
19) право на выделение места в дошкольных образовательных организациях по месту жительства в первоочередном порядке;
20) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, проект федерального закона уточняет отдельные положения, связанные, в частности, с обеспечением педагогических работников жилыми помещениями. Так, устанавливается, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением или, с согласия педагогического работника, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размеры компенсации должны покрывать фактические затраты на оплату педагогическим работником жилья, отопления и освещения. При реализации указанного права педагогических работников учитываются все члены семьи педагогического работника, проживающие с ним, и вся площадь жилых помещений, занимаемая семьей педагогического работника. Условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, проект федерального закона направлен на усиление положений по увеличению заработной платы педагогических работников и их доведения до уровня средней заработной платы субъекта. Представляется, что указанные меры являются недостаточными и должны быть уточнены. В этих целях, законопроектов, в частности, устанавливается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с положениями настоящей части статьи 99 данного Федерального закона. Расходы на оплату труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, включаемые органами государственной власти в нормативы, не могут быть ниже уровня, рассчитанного на одну ставку педагогического работника, в следующих процентных соотношениях к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие образовательные организации:
- для работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования:
с 1 января 2019 года - 150 процентов;
с 1 сентября 2019 года - 175 процентов;
с 1 сентября 2020 года - 200 процентов;
- для педагогических работников профессиональных образовательных организаций:
с 1 января 2019 года - 100 процентов;
с 1 сентября 2019 года - 125 процентов;
- для педагогических работников общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций с 1 января 2019 года - 100 процентов;
- для педагогических работников иных государственных и муниципальных образовательных организаций с 1 сентября 2019 года - 100 процентов.
Таким образом, законопроект устанавливает систему норм прямого действия, направленную на существенное повышение статуса педагогического работника и придания ему действительно особого статуса.
Принятие настоящего законопроекта потребует дополнительных ассигнований за счет средств федерального бюджета.
Принятие настоящего проекта федерального закона будет содействовать возрождению отечественной системы образования и с одобрением воспринято российским обществом.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников" в случае его принятия, потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В настоящее время в отношении педагогических работников осуществляется только мероприятия по повышению заработной платы ряду категорий педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 2620-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".
Настоящий законопроект предусматривает целый ряд мероприятий по повышению статуса педагогических работников, которые требуют дополнительного финансирования.
По аналогии с вышеуказанными нормативными актами предполагается, что Российская Федерация будет софинансировать расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие при реализации положений данного проекта федерального закона в части других мероприятий.
По экспертной оценке реализация положений закона потребует дополнительных расходов в следующем объеме:
Положения законопроекта |
Сумма затрат в млн. рублей |
право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оплата длительного отпуска осуществляется в размерах не менее 70 процентов от средней заработной платы за соответствующий период предыдущего учебного года; |
3654,0 |
право на получение единовременного пособия в размере пяти окладов (должностных окладов) педагогических работников при поступлении на работу в общеобразовательную организацию в год окончания по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или по основной образовательной программе высшего образования образовательной организации высшего образования. В случае увольнения педагогического работника из общеобразовательной организации в течение первых трех лет со дня получения им единовременного пособия, единовременное пособие подлежит возврату; |
460,0 |
право на получение ежемесячной надбавки в размере двадцати пяти процентов оклада (должностного оклада) по основной работе в течение первых трех лет работы, при условии поступления педагогического работника на работу в общеобразовательную организацию в год окончания им по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или по основной образовательной программе высшего образования образовательной организации высшего образования; |
828,2 |
право на разовую выплату в размере двухсот тысяч рублей при поступлении на работу в общеобразовательную организацию, расположенную в сельском поселении, при условии поступления педагогического работника на работу в общеобразовательную организацию в год окончания им по основной образовательной программе среднего профессионального образования профессиональной образовательной организации или основной образовательной программы высшего образования образовательной организации высшего образования. В случае увольнения педагогического работника из общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, в течение первых пяти лет со дня получения им единовременного пособия, единовременное пособие подлежит возврату. Порядок выплаты, установленной настоящим пунктом, определяется Правительством Российской Федерации; |
1631,0 |
право на получение единовременного пособия в размере двух окладов (должностных окладов) при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы); |
869,9 |
право на получение надбавки в размере не менее двадцати пяти процентов к окладам (должностным окладам) педагогических работников за работу в образовательной организации, расположенной в сельском населенном пункте; |
1178,8 |
право на получение надбавок в размере двадцати пяти процентов к окладам (должностным окладам) в случае присвоения им почетных званий "Народный учитель СССР" и "Народный учитель Российской Федерации"; |
0,3 |
право на доплаты или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) педагогических работников при работе в федеральной государственной профессиональной образовательной организации (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) за наличие ученой степени в размерах: 3000 рублей за ученую степень кандидата наук; 7000 рублей за ученую степень доктора наук. Педагогическому работнику (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) государственной профессиональной организации, находящегося в ведении субъектов Российской Федерации, или муниципальной профессиональной образовательной организации надбавки за ученую степень кандидата наук или доктора наук устанавливаются по решению и в размерах, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации; |
656 |
право на получение при работе в общеобразовательной организации или профессиональной образовательной организации в служебных целях персонального компьютера или ноутбука и компенсации стоимости ежемесячной абонентской платы или ее части за работу в сети Интернет по минимальному тарифу, но не более 250 рублей в месяц; |
5955,4 |
право на скидку в размере пятидесяти процентов от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах не реже, чем один раз в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; |
5483,1 |
Повышение заработной платы педагогических работников в 2019 году |
132566,2 |
Повышение заработной платы педагогических работников в 2020 году |
47078,3 |
Источником этих средств будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла вследствие реализации мер по стабилизации экономики, устранения структурных дисбалансов и препятствий для развития экономики, предпринимаемого Правительством РФ.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных гарантий педагогических работников"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.