Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 591978-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских и региональных общественных организаций садоводов, судебных органов и направлен на уточнение положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
Предлагаемые изменения положений части 3 статьи 5 Федерального закона N 217-ФЗ относительно дополнения порядка соблюдения лицами, не являющимися членами товарищества (далее - индивидуальный садовод), не только правил внесения платы, предусмотренной статьёй 5 Федерального закона N 217-ФЗ, но и сроков внесения такой платы, являются разумной детализацией условий возникновения и исполнения обязательств индивидуальных садоводов, что упростит взыскание долгов в судебном (в том числе приказном) порядке.
Текущая редакция части 5 статьи 5 Федерального закона N 217-ФЗ дает индивидуальным садоводам, преимущество в виде пониженной ответственности за неисполнение обязанности по уплате взносов (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), по сравнению с членами товарищества (согласно сложившейся практике от 0,05 до 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки). Учитывая, что суммарный ежегодный размер целевых и членских взносов члена товарищества, к которому привязана сумма платы индивидуального садовода, обычно не превышает 20 тысяч рублей, установленная законом ответственность не стимулирует к исполнению обязательства. В связи с этим, в части 5 статьи 5 Федерального закона N 217-ФЗ предлагается установить, что лица, не являющиеся членами товарищества, уплачивают неустойку в двойном размере ключевой ставки Банка России, если иное не установлено уставом товарищества.
В части 3 статьи 11 Федерального закона N 217-ФЗ предлагается закрепить, что размер платы за получение членом товарищества копий документов товарищества устанавливается не решением общего собрания, а правлением. Данное предложение вызвано тем, что общее собрание созывается, как правило, раз в год. Предоставление же такого права правлению позволит оперативно регулировать этот параметр. С учетом правила о том, что плата не должна превышать размер издержек, при таком механизме члены товарищества защищены от злоупотреблений, а правление сможет оперативно регулировать этот параметр.
Изменения, вносимые в часть 3 статьи 12 Федерального закона N 217-ФЗ, направлены на вовлечение в оборот земельных участков, образованных из участков, предоставленных некоммерческим объединениям до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, как это происходит в настоящее время. Для стимулирования членов товарищества выполнять положения устава (например, о соблюдении правил застройки или иных локальных правил), предлагается расширить закрепленный в части 4 статьи 13 Федерального закона N 217-ФЗ перечень оснований для принудительного прекращения членства в товариществе.
С целью упрощения начисления неустоек и улучшения платежной дисциплины, в части 4 статьи 14 Федерального закона N 217-ФЗ предлагается закрепить диспозитивную норму, что, если иное не предусмотрено уставом или решением общего собрания, членский взнос подлежит внесению единовременно не позднее одного месяца с даты принятия решения об утверждении его размера.
В предлагаемой редакции части 5 статьи 14 Федерального закона N 217-ФЗ разрешается членам товарищества самостоятельно устанавливать порядок использования собранных ими средств. Установленное в существующей редакции ограничение приведет к поиску попыток его обхода (без цели злоупотребления) и увеличению числа споров, тогда как регламентация видов расходов в уставе отвечает принципу саморегулирования. Также предлагается включить в вышеуказанный установленный законом перечень расходы, связанные с оплатой судебных издержек. Это также будет способствовать оперативному управлению товариществом.
Учитывая, что лица, не являющиеся членами товарищества, могут голосовать на общих собраниях членов товарищества по определенным вопросам, в целях предотвращения оспаривания решений товарищества по причине неизвещения о проведении общего собрания, в части 6 статьи 15 предлагается закрепить последствия отказа лица, не являющегося членом товарищества, предоставлять сведения о себе.
Также законопроектом с целью более оперативного управления товариществом предлагается вопрос о принятии решения об открытии или о закрытии банковских счетов отнести к компетенции правления. В связи с этим соответствующие изменения вносятся в часть 8 статьи 17 и часть 7 статьи 18 Федерального закона N 217-ФЗ.
Изменения, предложенные в часть 13 пункта 1 статьи 17, направлены на стимулирование членов товарищества (и не исключая индивидуальных садоводов) предоставлять контактную информацию о себе.
Изменения, вносимые в другие положения Федерального закона N 217-ФЗ, направлены на уточнение текущих формулировок и исключение трудностей в их применении на практике, включая вопросы определения кворума на общем собрании членов товарищества.
Предложенные изменения в часть 1 статьи 23 отражают общую проблему остановки строительства на садовых участках сельскохозяйственного назначения с 01.01.2019 года., поскольку в отношении таких территорий на текущий момент градостроительные регламенты и Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), преимущественно, отсутствуют (с садовыми участками в границах населенных пунктов проблема стоит не так остро). Предлагаемая редакция устанавливает общее правило соответствия объектов капитального строительств (далее - ОКС) на садовых участках и градостроительным регламентам и ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации с исключением в виде возможности соответствия ОКС, возводимых до 31.12.2023 года, только Градостроительному кодексу Российской Федерации. Предлагаемая поправка коррелирует с предложением отсрочки вступления в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона N 217-ФЗ, то есть после установления запрета строительства ОКС без ПЗЗ и градостроительных регламентов.
Соответствующее изменение вносится и в статью 55 Федерального закона N 217-ФЗ. Предлагаемое в действующей редакции регулирование полностью остановит новое строительство на территориях садовых товариществ и значительно дестимулирует оборот садовых земельных участков и приток средств индивидуальных застройщиков в инфраструктуру таких территорий. Стимулирование органов местного самоуправления (далее - ОМС) к разработке и утверждению ПЗЗ и градостроительных регламентов в отношении территорий садовых товариществ в определенные сроки, сталкивается с бюджетными интересами. Учитывая, что с 01.03.2019 года в полную силу начнет функционировать уведомительный порядок нового строительства на садовых участках, контроль ОМС за таким строительством (его соответствием предельным параметрам Градостроительного кодекса Российской Федерации) позволит соблюсти баланс между неконтролируемой застройкой и полным ее запретом.
Изменения вносятся и в статью 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.