Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 597536-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях пресечения свободного обращения продукции, имеющей признаки фальсификации или контрафакта.
Необходимость ужесточения наказания за обращение фальсифицированной продукции подтверждается данными статистики.
По данным лабораторных исследований, проведенных на территории Российской Федерации, 219 хозяйствующих субъектов различных форм собственности (акционерные общества - 30, закрытые акционерные общества - 26, общества с ограниченной ответственностью -126, индивидуальные предприниматели - 37), выпускающих пищевую продукцию, неоднократно (два и более раза, в единичных случаях до 70 раз) уличены в производстве фальсифицированной пищевой продукции. Общее количество выявленной фальсифицированной продукции в 2016 - 2018 годах - 3594 единицы. Наибольшая доля фальсификации (94,5 процента (3398 единиц)) приходится на продукты повседневного спроса:
- молочная продукция - 3137 (масло сливочное - 1621, сыр - 388, молоко - 470, кисломолочная продукция - 191, творог - 207, молочная консервация - 152, прочие - 76);
- мясные изделия - 165 (колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, мясная консервация);
- рыба, морепродукты - 128;
- сок, безалкогольные напитки - 52.
Указанная продукция поставляется для организации питания в детские дошкольные, образовательные, социальные и оздоровительные учреждения, в том числе в порядке размещения соответствующих государственных, региональных и (или) муниципальных заказов.
Полученные результаты лабораторных исследований во всех случаях выявления фальсифицированной продукции сопровождались отзывом деклараций, привлечением виновных лиц к административной ответственности. При этом административная ответственность лиц, уличенных в обороте фальсифицированной и контрафактной продукции, зачастую не сопровождается дополнительной ответственностью в виде обязательной конфискации этой продукции, являющейся предметом правонарушения. Так, санкции части 1 статьи 14.43 и части 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, и введение потребителя продукции в заблуждение относительно ее потребительских свойств, не предусматривают конфискацию этой продукции из обращения.
Отсутствие дополнительной ответственности порождает повторные правонарушения, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, неоднократные нарушения требований технических регламентов в части недопустимости фальсификации продукции и введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств реализуемых товаров (два и более раза в течение 3 лет) совершены 219 хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в различных регионах Российской Федерации.
Одним из главных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости конфискации фальсифицированной продукции, является ее потенциальная опасность.
При изготовлении фальсифицированной продукции используются растительные жиры, употребление в пищу которых может оказать негативное влияние на здоровье.
Необходимость введения особой санкции для индивидуальных предпринимателей связана с тем, что зачастую производством пищевой продукции занимаются именно указанные хозяйствующие субъекты.
Согласно статистическим данным, размещенным в свободном доступе (Единый реестр проверок, ГИР ЗПП, ежегодные государственные доклады "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации", "О защите прав потребителей", обзоры правоприменительной практики), несмотря на надзорные каникулы, общее количество индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности за период 2016 - 2017 годов, имеет тенденцию к росту. В 2016 году доля индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, составила порядка 11%, в 2017 году - 15% от общего количества лиц, привлеченных к административной ответственности.
Одним из принципов административного права является принцип справедливости. Указанный принцип содержит требование соответствия между поведением субъекта отношений и наступающими последствиями.
При этом в условиях равной ответственности за совершение административного проступка индивидуальные предприниматели являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по своему усмотрению. Таким образом, принятие самостоятельного решения об обращении фальсифицированной пищевой продукции должно порождать соответствующую деянию ответственность, отличную от ответственности должностного лица, связанного вертикальным подчинением вышестоящему руководителю, участнику или учредителю коммерческого предприятия. Соответственно, уровень ответственности должностного лица и индивидуального предпринимателя при совершении оцениваемых деяний должен быть различным.
Реализация законопроекта не повлечет за собой увеличение штатной численности федеральных государственных служащих, а также изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.