Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 595028-7 "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает уточнение законодательно закрепленных форм государственной поддержки АО "Корпорация "МСП", осуществляемой в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях обеспечения исполнения мероприятия, предусмотренного пунктом 1.1 раздела 4.2 паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", одобренного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 сентября 2018 г. N 12).
В соответствии с названным мероприятием необходимо законодательно обеспечить предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий АО "Корпорация "МСП" на финансовое обеспечение исполнения обязательств АО "Корпорация "МСП" по гарантиям, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в период с 2019 по 2024 годы для обеспечения исполнения обязательств субъектов МСП по кредитным договорам, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства с российскими кредитными организациями в 2019 - 2024 годах, в целях увеличения объемов гарантийной поддержки в рамках расширения объемов кредитования субъектов МСП в рамках Национальной гарантийной системы (далее - НГС).
В рамках оказания гарантийной поддержки АО "Корпорация "МСП" за период с 2019 по 2024 годы планируется предоставить гарантий в объеме 326,1 млрд. рублей.
При этом предполагается нарастить объем предоставления гарантий АО "Корпорация "МСП" в период 2019 - 2024 годов.
Так, объем гарантий АО "Корпорация "МСП", запланированный к предоставлению в 2018 году, составляет 14 млрд. рублей. В случае предоставления субсидии АО "Корпорация "МСП" на финансовое обеспечение исполнения обязательств по гарантиям в 2019 году планируется предоставить гарантий на сумму 44,1 млрд. рублей, увеличив его значение в 2023 - 2024 годах до 62,5 млрд. рублей.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с которым необходимо поддержать высокотехнологичные компании, выстроить благоприятную среду для стартапов, для быстрого внедрения новых разработок в производство, часть гарантийной поддержки АО "Корпорация "МСП" (32%) будет предоставляться субъектам МСП с повышенным профилем риска в целях обеспечения выдачи кредитов таким субъектам МСП, кредитование которых без дополнительного высоколиквидного обеспечения в виде гарантий АО "Корпорация "МСП", как правило, не осуществляется банками.
Таким образом, гарантийная поддержка АО "Корпорация "МСП", в первую очередь, будет предоставляться субъектам МСП, реализующим стартап-проекты в приоритетных отраслях, проектам, реализуемым на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округах и в моногородах, а также сельскохозяйственным кооперативам, фермерским хозяйствам и по другим направлениям деятельности субъектов МСП, имеющим приоритетное значение для развития экономики, а также субъектам МСП, являющимся поставщиками крупнейших заказчиков.
В качестве одного из приоритетов при оказании гарантийной поддержки АО "Корпорация "МСП" будет являться предоставление гарантий "быстрорастущим" инновационным высокотехнологичным предприятиям - "газелям".
АО "Корпорация "МСП" планирует также осуществлять гарантийную поддержку организаций инфраструктуры поддержки МСП, в том числе факторинговых компаний. Развитие факторинга позволит обеспечить возможность своевременного финансирования субъектов МСП в целях исполнения договоров, заключенных по результатам закупок. Так, по данным оценки качества закупок, в 2017 году объем несвоевременных оплат по договорам, исполненным субъектами МСП, составил 11,6% общего объема таких договоров.
Структура гарантийной поддержки АО "Корпорация "МСП" в целях расчета определена следующей:
выдача гарантий с повышенным риском (доля составит 32% при средней ставке резерва в размере 12,3%);
выдача гарантий и поручительств с умеренным риском (доля составит 68% со средней ставкой резерва в размере 3%).
При этом средневзвешенная ставка резерва по гарантиям/поручительствам (ожидаемый риск потерь) составляет 6%. Предельный объем предоставления гарантий АО "Корпорация "МСП" на период 2019 - 2024 годов определен в размере 326,1 млрд. рублей в следующей динамике:
в 2019 году - 44,1 млрд. рублей;
в 2020 году - 46,8 млрд. рублей;
в 2021 году - 53,3 млрд. рублей;
в 2022 году - 57,0 млрд. рублей;
в 2023 году - 62,5 млрд. рублей;
в 2024 году - 62,5 млрд. рублей.
АО "Корпорация "МСП" не потребуется формировать резервы по выдаваемым гарантиям в случае наличия запланированных бюджетных ассигнований и соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение исполнения обязательств АО "Корпорация "МСП" по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в период с 2019 по 2024 годы для обеспечения исполнения обязательств субъектов МСП по кредитным договорам, заключенным такими субъектами с российскими кредитными организациями в 2019 - 2024 годах.
Принятие федерального закона будет способствовать созданию устойчивого механизма оказания кредитно-гарантийной поддержки субъектам МСП в рамках НГС и совершенствованию инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в целом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" создаст основания для предоставления субсидий из федерального бюджета АО "Корпорация "МСП" в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат АО "Корпорация "МСП" на исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным в 2019 - 2024 годах в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства с российскими кредитными организациями в 2019 - 2024 годах.
Прогнозный размер расходов федерального бюджета составляет 19,568 млрд. рублей, в том числе:
а) в период с 2019 по 2024 годы в сумме 14,318 млрд руб., в том числе:
в 2020 году - 1,588 млрд. рублей;
в 2021 году - 2,743 млрд. рублей;
в 2022 году - 3,041 млрд. рублей;
в 2023 году - 3,329 млрд. рублей;
в 2024 году - 3,617 млрд. рублей.
б) в период с 2025 года и далее - 5,250 млрд. рублей.
Предоставление субсидий АО "Корпорация "МСП" будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на вышеуказанные цели.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" на цели финансового обеспечения исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства в период с 2019 по 2024 годы, в целях увеличения объемов гарантийной поддержки в рамках расширения объемов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Национальной гарантийной системы".
Основание: статья 1 проекта федерального закона (далее - законопроект).
Головной исполнитель - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение двух месяцев после принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.