Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 595399-7 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на установление единого подхода к решению вопросов пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и имеет целью повышение уровня жизни граждан, получающих страховые пенсии и проживающих в указанных районах Дальневосточного федерального округа.
Вышеуказанным лицам предлагается установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено применение районных коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями. Так, в районах Дальневосточного федерального округа, в том числе южных (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край) применяется районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2-1,3.
Вместе с тем, районный коэффициент для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии применяется только к лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не применяется к лицам, проживающим в других районах регионов, отнесенных к Дальневосточному федеральному округу, что является необоснованной дифференциацией при начислении пенсий.
При этом необходимо отметить, что до 2002 года действовала правовая норма, согласно которой в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, данные коэффициенты применялись также при исчислении пенсий (ст. 112 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Факт установления Правительством Российской Федерации районных коэффициентов к заработной плате свидетельствует о признании органами государственной власти Российской Федерации дискомфортных условий для жизни населения в районах Дальневосточного федерального округа.
При этом следует учесть, что уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в других регионах, где более благоприятные климатические условия. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке с учетом тяжелых климатических условий и удаленности территории, тарифы на тепло- и электроэнергию, расходы на транспорт, коммунальные и бытовые услуги, цены на продукты питания более высокие, чем в других регионах, а доходы населения зачастую не позволяют полностью покрыть все эти расходы.
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока неоднократно отмечал, что уровень пенсионного обеспечения в дальневосточных субъектах РФ, являющихся дискомфортными по условиям проживания в силу особых климатических и географических факторов (периодические катастрофические наводнения и землетрясения), значительно ниже по сравнению с другими субъектами РФ и в целом по Российской Федерации (заключения Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока на проекты федеральных законов N 35622-5, N 402455-6 и др.).
Необходимо учесть, что принцип соразмерности гарантированного государством пенсионного обеспечения граждан условиям их проживания, позволяющим удовлетворять минимальные естественные потребности, был всегда присущ пенсионному законодательству. Как отмечает Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15 февраля 2005 года N 17-0, законодательное закрепление соответствующих стандартов жизнеобеспечения и равных возможностей для удовлетворения основных жизненных потребностей гражданина является, по смыслу статей 7, 39 (части 1 и 2), 71 (пункты "а", "в", "е") и 76 (часть 1), общефедеральной функцией.
Если в экономически активных и обеспеченных регионах имеется возможность осуществления доплаты к пенсиям за счет средств региональных бюджетов, то в дотационных дальневосточных регионах такая возможность отсутствует.
На Дальнем Востоке зафиксированы самые высокие в стране цены на нефтепродукты. Так, в марте 2017 года стоимость автомобильного бензина на Дальнем Востоке превысила среднее значение по России на 45%, а дизельное топливо - на 70%.
В декабре 2015 года на официальном сайте Центра изучения пенсионной реформы опубликован рейтинг "Социального благополучия пенсионеров", в ходе которого исследовано 52 региона. Так, участвовавшие в исследовании Хабаровский край и Приморский край заняли соответственно 45 и 52 (последнее) места по уровню благополучия пенсионера. Относительно Приморского края отмечено следующее: "Если предположить, что пенсионер получает среднюю пенсию 11124 руб., платит 5 954 руб. за жилищно-коммунальные услуги, 5 093 руб. - на продукты питания (продуктовая корзина), то у пенсионера да не остается средств на лекарства, он уходит в "минус".
Дальний Восток отличается повышенной долей населения с доходами ниже прожиточного минимума - 15,3% (по России - 13,3%), наиболее высокие показатели отмечаются в Еврейской автономной области - 24,3% и в Республике Саха (Якутия) - 18,9%.
К тому же на территории Дальневосточного федерального округа наблюдается отрицательная демографическая динамика и увеличение миграционного оттока населения с данных территорий, который составляет на 2017 год 9 669 человек, а на первый квартал 2018 года - уже 2 988 человек. За четверть века численность населения Дальнего Востока сократилась в 1,3 раза (с 8,06 млн. человек в 1991 г. до 6,18 млн. человек в 2016 г.) и продолжает сокращаться ежегодно на 0,3-0,5%.
В сентябре 2017 года Государственный совет РФ подготовил Доклад о комплексном развитии регионов Дальнего Востока, в котором отмечалась особая значимость, высокие конкурентные преимущества и необходимость развития данных территорий. В Докладе также был отмечен и ряд проблем данного региона, в частности необходимость снижения тарифов на электроэнергию до среднероссийского уровня и обеспечения роста численности населения на Дальнем Востоке. При этом в Докладе в качестве одной из мер по развитию Дальнего Востока указано: обеспечить финансирование социальной сферы Дальнего Востока, исходя из актуальных потребностей экономического развития макрорегиона и необходимости достижения значений показателей социально-экономического развития дальневосточных регионов выше среднероссийского уровня.
Таким образом, установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент остро необходим для повышения уровня жизни населения на Дальнем Востоке.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" позволит стимулировать положительную демографическую динамику, уменьшить отток населения с Дальнего Востока и повысить уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, до среднероссийского уровня.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с увеличением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности и к страховой пенсии по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, повлечет за собой дополнительные расходы из средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере около 16 392,02 млн. рублей ежегодно.
При этом по данным ПФР в 2017 году общие расходы на выплаты пенсий и доплаты к пенсиям выросли на 563,3 млрд рублей (8,5%) и составили 7 167 млрд рублей. Социальные выплаты увеличились на 15,75 млрд рублей (3,3%), составив 488 млрд рублей.
По доходам бюджет ПФР исполнен в размере 8 260,1 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом доходы выросли на 634,83 млрд рублей, или 8,3%. Поступления взносов на обязательное пенсионное страхование увеличились на 350,5 млрд рублей (8,5%) и составили 4 481,9 млрд рублей. По расходам бюджет ПФР исполнен в размере 8 319,5 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом расходы выросли на 489,8 млрд рублей, или 6,3%.
Переходящие остатки средств бюджета ПФР по итогам 2017 года составили 234,2 млрд рублей. Эти средства в соответствии с законодательством будут использованы на финансирование направлений расходов бюджета ПФР в 2018 году и позволят обеспечить снижение размера трансферта из федерального бюджета.
Таким образом, предлагаемые проектом закона дополнительные затраты из бюджета ПФР являются незначительными и составляют около 7% от переходящие остатки средств бюджета ПФР по итогам 2017 года.
Исходя из предлагаемого проекта закона повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличивается для лиц, проживающих в районах Дальневосточного федерального округа, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, на фиксированный коэффициент в размере 1,3.
По информации Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, по состоянию на 1 января 2014 года численность получателей трудовых пенсий, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и получающих трудовую пенсию без учета районного коэффициента (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), составила 839 218 человек, из них:
776 054 получают трудовую пенсию по старости,
41 349 человека получают трудовую пенсию по инвалидности (из них I группы - 3 519; II группы - 18 674; III группы - 19 156),
21815 человек - трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Численность получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, имеющих иждивенцев, - 78 881 человек (в том числе одного иждивенца - 74 402 человек; двух - 3 797; трех - 682).
Численность пенсионеров, достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы, получающих трудовую пенсию по старости, - 65 163 человек.
Численность детей, потерявших обоих родителей, или детей умершей одинокой матери, - 170 человек.
Расчет дополнительных расходов размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составлен исходя из положений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" следующим образом.
1 .Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) установлена в размере 4 982 рублей 90 копеек в месяц (с 01.01.2018 г.), с учетом коэффициента 1,3 она составит 6 477 рублей 77 копеек - больше на 1 494 рублей 87 копеек.
776 054 получают трудовую пенсию по старости,
получают трудовую пенсию по инвалидности:
I группы - 3 519;
II группы -18 674.
Итого; 798 247 человек.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,3 составят 1 193 275 492,89 рублей; ежегодные - 14 319 305 914,68 рублей.
2. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца установлена в размере 2 491,45 рубля в месяц. С учетом районного коэффициента 1,3 она составит 3 238,88 рублей - больше на 747,43 рублей.
19 156 человек - получают трудовую пенсию по инвалидности III группы,
21 815 человек - трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Итого: 40 971 человек.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,3 составят 30 622 954,53 рублей; ежегодные - 367 475 454,36 рубля.
3. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы установлено в размере 4 982 рублей 90 копеек в месяц, с учетом коэффициента 1,3 она составит 6 477 рублей 77 копеек - больше на 1 494 рублей 87 копеек.
Численность пенсионеров, достигших 80 лет или являющихся инвалидами I группы, получающих трудовую пенсию по старости, - 65 163 человек.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,3 составят 97 410213,81 рублей; ежегодные - 1 168 922 565,72 рублей.
4. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам I группы установлено в размере 4 982 рублей 90 копеек в месяц, с учетом коэффициента 1,3 она составит 6 477 рублей 77 копеек - больше на 1 494 рублей 87 копеек.
Получают трудовую пенсию по инвалидности I группы - 3 519 человек.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,3 составят 5 260 447,53 рубля; ежегодные - 63 125 370,36 рублей.
5. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности установлено в размере 1 660,97 рубля в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, с учетом районного коэффициента 1,3 она составит 2 159,26 рублей - больше на 498,29 рубля.
Численность получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, имеющих иждивенцев, - 78 881 человек.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанных категорий граждан с учетом коэффициента 1,3 составят 39 305 613,49 рублей; ежегодные - 471 667 361,88 рубля.
6. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери установлено в размере 2 491,45 рубля в месяц. С учетом районного коэффициента 1,3 она составит 3 238,88 рублей - больше на 747,43 рублей.
Численность детей, потерявших обоих родителей, или детей умершей одинокой матери, - 170 человек.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату повышения фиксированных выплат к страховым пенсиям указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,3 составят 127 063,10 рублей; ежегодные - 1 524 757,20 рублей.
Таким образом, дополнительные расходы за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составят примерно 16 392 021 424,20 рубля в год.
В связи с этим необходимо будет предусмотреть дополнительные расходы на указанные цели при разработке Правительством Российской Федерации проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.