Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 598588-7 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обусловлено необходимостью совершенствования положений части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Частью 1 данной статьи для ряда нарушений, в том числе для нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве), установлен срок давности привлечения к административной ответственности три года. В то же время в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом не определяется, какая из данных норм является приоритетной, что свидетельствует о наличии коллизии между правовыми нормами и влечет сложности в правоприменении.
Так, в случае привлечения арбитражного управляющего впервые к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа срок давности привлечения к административной ответственности составит три года. А за повторное нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), влекущее дисквалификацию, то есть более строгое наказание, срок давности согласно части 3 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год, что противоречит воле законодателя при принятии КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ в ее первоначальной редакции был предусмотрен общий срок давности привлечения к административной ответственности два месяца. В то же время за отдельные виды правонарушений был предусмотрен годичный срок давности. Частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ был также установлен годичный срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушения, влекущие применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации. При этом законодатель исходил из необходимости усиленной защиты прав пострадавших и публичных интересов посредством применения института давности привлечения к ответственности для тех нарушений законодательства, за которые могло быть назначено наказание в виде дисквалификации как наиболее строгое наказание по сравнению со штрафом.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 139-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) был увеличен до одного года, а Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - до трех лет. Внесенные в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ изменения были направлены на усиление ответственности за совершение отдельных видов правонарушений, в том числе и за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Однако положения части 3 статьи 4.5 КоАП РФ не были приведены в соответствие с частью 1 статьи 4.5 КоАП, что создало сложность в правоприменении.
Изменение положений части 3 статьи 4.5 КоАП РФ устранит возникшую коллизию между правовыми нормами и исключит ситуацию, позволяющую избежать административной ответственности лицам, повторно совершающим нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.