Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 598603-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), повышение его эффективности и качества.
Основополагающая идея проекта заключается в наделении арбитражных управляющих полномочиями устанавливать требования кредиторов к должнику в реестре требований кредиторов и рассматривать вопрос об их обоснованности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) вопрос обоснованности требований разрешается в настоящее время арбитражным судом. Арбитражный управляющий включает требование в реестр исключительно на основании судебного акта арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве.
Вместе с тем очевидно, что значительная часть требований носит бесспорный характер, в частности, такие требования могут быть подтверждены судебными актами, вынесенными еще до возбуждения дела о банкротстве, по значительной части требований не поступают возражения участвующих в деле о банкротстве лиц.
Однако действующее правовое регулирование требует соблюдения одинакового порядка рассмотрения как тех требований, которые бесспорны, так и тех требований, где имеются возражения иных кредиторов. Очевидно, что это приводит к ненужным затратам времени и сил судей и сотрудников аппарата судов, а также средств федерального бюджета, выделяемых на содержание судебной системы Российской Федерации.
Так, например, по каждому бесспорному требованию должно быть осуществлено принятие заявления с вынесением соответствующего определения, назначением судебного разбирательства и извещением сторон о времени и месте такого разбирательства, а также проведено судебное заседание с вынесением и изготовлением судебного акта в полном объеме, дальнейшей отправкой копий судебных актов лицам, участвующим в обособленном споре.
Это ведет к неоправданному увеличению нагрузки на судей, возрастанию расходов на отправку судебной корреспонденции, отвлечению времени, сил и внимания судей и сотрудников аппарата судов от сложных дел, в которых имеется настоящий спор о праве, на дела хотя и бесспорные, но требующие значительных трудозатрат.
В соответствии с представленными изменениями в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" первичную стадию проверки обоснованности требования предлагается переложить на арбитражного управляющего. Это приведет к тому, что бесспорные требования, по которым не имеется возражений, не будут доходить до суда. При этом предлагаемый механизм не может рассматриваться как умаляющий права лиц, участвующих в деле о банкротстве, на судебную защиту после принятия арбитражным управляющим решения по вопросу обоснованности требований. Законопроектом предлагается предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, право направлять свои возражения против заявленного требования непосредственно арбитражному управляющему. Кроме того, в случае несогласия с решением арбитражного управляющего данные лица будут иметь право обратиться с заявлением о возражениях на результаты рассмотрения требований арбитражным управляющим. Также для своевременного информирования кредиторов о включении требований новых кредиторов предусматривается обязанность арбитражного управляющего направлять отчет о результатах рассмотрения обоснованности требований один раз в два месяца в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, который обязан публиковать соответствующую информацию для общего доступа на своем сайте в Интернете.
Названный механизм введения первичного фильтра отсеивания бесспорных требований арбитражным управляющим в настоящий момент уже реализуется по определенным категориям должников (например, застройщики, банки). Поскольку такой порядок предъявления требований продемонстрировал свою эффективность, разумнее было бы распространить его на все категории должников.
Предложенный проект федерального закона не требует дополнительных затрат федерального бюджета Российской Федерации, более того, он позволит снизить расходы судов на почтовую корреспонденцию по бесспорным требованиям и более эффективно распределять время судей при отправлении правосудия.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.