Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 600451-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях финансового обеспечения возможных дополнительных расходов федерального бюджета в связи с принятием Федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации".
Законопроект вводит ряд новелл, направленных на увеличение объема пенсионных отчислений как с физических, так и с юридических лиц.
Первой новеллой является следующее: в настоящее время в Российской Федерации действует регрессивная шкала страховых пенсионных взносов. При превышении определенного размера заработной платы (около 750.000 рублей в год) размер отчислений в Пенсионный фонд России сокращается с 22% до 10%, а отчисления в Фонд социального страхования прекращаются вообще.
Принятие настоящего проекта федерального закона позволит увеличить ежегодный объем поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 600 млрд. руб. (в ценах 2016 года), в Фонд Социального Страхования Российской Федерации - в размере 90 млрд. руб. (в ценах 2016 года).
Кроме того, принятие указанной меры будет способствовать ограничению порочной практики установления сверхдоходов топ-менеджеров, в том числе государственных компаний, а также способствовать снижению уровня социального неравенства в Российской Федерации.
Вторая новелла вводимого проекта федерального закона направлена на борьбу с привлечением нелегального труда со стороны работодателей.
По оценкам Счетной палаты, общий объем налоговых преференций для российского бизнеса ежегодно составляет 9,5 триллионов рублей. В отношении ряда компаний в соответствии с законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим введен до 2095 года.
При этом, по данным Росстата в настоящий момент количество неофициально занятых граждан достигает 15 миллионов человек, а теневой фонд оплаты труда достигает 10 триллионов рублей, то есть половину от официального фонда оплаты труда. При этом само пространство теневой занятости ежегодно расширяется. По оценкам специалистов Академии труда после 2000 года оно выросло более чем вдвое.
В результате:
- региональные и муниципальные бюджеты ежегодно недополучают 1,3 триллиона рублей в качестве НДФЛ;
- Пенсионный фонд, Фонд ОМС и Фонд социального страхования ежегодно недополучают 3 триллиона рублей;
В этой связи представляется разумным и справедливым отменить налоговые льготы в отношении бизнеса, привлекающего неофициальный труд либо прибегающего к серым схемам.
С тем, чтобы данное правило использовалось разумно, предлагается:
- вводить его в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от полноценной уплаты страховых взносов в отношении более чем десяти процентов от общего числа нанятых им работников или более чем ста работников;
- ограничить срок моратория на применение специального налогового режима одним календарным годом.
Принятие указанной меры будет способствовать легализация труда и повышению доходной части как бюджетов субъектов Российской Федерации, так и внебюджетных фондов, а также полноценной реализации права на пенсионное обеспечение.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховой пенсионной системе в Российской Федерации" потребует приведения в соответствие с его положениями Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017 N 1378 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.