Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 2; N 52, ст. 6984; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 52, ст. 7011; 2015, N 1, ст. 38, 46; 2016, N 27, ст. 4197, 4206; 2018, N 1, ст. 71) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить частями 7-10 следующего содержания:
"7. Установленные статьями 9, 13 и 14 настоящего Федерального закона требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, не распространяются на торговую деятельность, осуществляемую с использованием мобильных торговых объектов.
8. Действие настоящего Федерального закона в части требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных
торговых объектов и развозной торговли, установленных статьями 10 - 10.5 и 11.1 настоящего Федерального закона, распространяется в том числе на объекты общественного питания, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и объекты по оказанию бытовых услуг, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещаемые для оказания услуг общественного питания или бытовых услуг.
9. Действие настоящего Федерального закона в части требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли, установленных статьями 10 - 10.5 и 11.1 настоящего Федерального закона, не распространяется:
1) на нестационарные торговые объекты, размещаемые в зданиях, строениях и сооружениях, а также объекты общественного питания и объекты по оказанию бытовых услуг, размещаемые в зданиях, строениях и сооружениях;
2) на специально оборудованную предназначенную для обслуживания потребителей часть зала (открытую площадку), примыкающую к зданию, строению или сооружению либо расположенную на расстоянии не более 5 метров от здания, строения, сооружения, в котором осуществляет свою деятельность организация общественного питания, определяемую в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
3) на отношения, связанные с временным размещением нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов при проведении массовых праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, проводимых по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления либо согласованных с ними в установленном порядке;
4) на отношения, связанные с временным размещением нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов на ярмарках.
10. Требования к размещению нестационарных торговых объектов сезонного размещения устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.";
2) в статье 2:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе мобильный торговый объект, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) нестационарный торговый объект - торговый объект (за исключением мобильных торговых объектов), представляющий собой временные сооружение, строение, конструкцию или устройство, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарные торговые объекты в зависимости от их конструктивных характеристик подразделяются на виды. Перечень видов нестационарных торговых объектов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные виды нестационарных торговых объектов, не включенные в указанный перечень видов нестационарных торговых объектов;";
в) дополнить пунктами 6.1 и 6.2 следующего содержания:
"6.1) мобильный торговый объект - торговый объект, представляющий собой транспортное средство, включая механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), а также велосипеды, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, используемое для осуществления развозной торговли;
6.2) развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая с использованием мобильных торговых объектов;";
г) дополнить пунктами 11-14 следующего содержания:
"11) специализация нестационарного торгового объекта и мобильного торгового объекта - ассортиментная специфика, при которой восемьдесят или более процентов общего количества всех позиций перечня предлагаемых к продаже товаров, представленных на витринах, прилавках, выставленных в визуально доступных для покупателя местах, или перечня предоставляемых по прейскуранту услуг составляют товары (услуги) одной группы. В отношении отдельных специализаций нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные параметры соотношения товаров (услуг) одной группы;
12) объект общественного питания - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе транспортное средство, включая механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), а также велосипеды, предназначенные для оказания услуг общественного питания в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
13) объект по оказанию бытовых услуг - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, конструкция, устройство, в том числе транспортное средство, включая механические транспортные средства и транспортные средства, предназначенные для движения в составе с механическими транспортными средствами (в том числе автомобили, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства), а также велосипеды, предназначенные для оказания бытовых услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;
14) нестационарный торговый объект сезонного размещения - нестационарный торговый объект, размещаемый на определенный сезон (сезоны).";
3) в статье 6:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органы местного самоуправления поселений и городских округов (городских округов с внутригородских делением) применительно к территориям соответствующих поселений и городских округов (городских округов с внутригородским делением), органы местного самоуправления муниципальных районов применительно к межселенным территориям осуществляют в соответствии с настоящим Федеральным законом следующие полномочия в области регулирования торговой деятельности:
1) утверждение схем размещения нестационарных и мобильных торговых объектов;
2) установление перечня случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения нестационарных и мобильных торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях;
3) предоставление права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов для осуществления розничной торговли на территории соответствующего муниципального образования;
4) определение размера стартовой цены торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов и сроков объявления о проведении таких торгов после утверждения схемы размещения нестационарных и мобильных торговых объектов или внесения в нее изменений;
5) установление запрета на осуществление развозной торговли в ночное время, а также иных ограничений при организации развозной торговли с учетом требований настоящего Федерального закона;
6) утверждение требований к внешнему виду, к предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов;
7) утверждение требований к выносным временным конструкциям и (или) оборудованию для выкладки и реализации продукции, правил и условий их размещения, а также порядка определения границ территории, прилегающей к стационарному торговому объекту, на которой могут быть размещены такие временные конструкции и (или) оборудование;
8) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Полномочия по решению вопросов, установленных частью 2 настоящей статьи, осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если соответствующие полномочия определены как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.";
4) в статье 8:
а) пункт 5 части 2 изложить в следующей редакции:
"5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект, или нестационарный торговый объект, или мобильный торговый объект);";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне стационарных торговых объектов, размещенных в установленном порядке нестационарных и мобильных торговых объектов, рынков, ярмарок и иных специально отведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации для этого мест не допускается.";
5) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Общие требования к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли
1. Розничная торговля с использованием нестационарных торговых объектов (в том числе находящихся в собственности граждан или юридических лиц) и развозная торговля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии со схемой размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, подготавливаемой и утверждаемой в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона.
2. Розничная торговля с использованием нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в случае осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, или на основании договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, - в случае осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
3. Развозная торговля осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании свидетельства об осуществлении развозной торговли, выдаваемого уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 11.1 настоящего Федерального закона, и заключаемого в соответствии с таким свидетельством договора на размещение мобильного торгового объекта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 10.4 настоящего Федерального закона, схемой размещения нестационарных и мобильных торговых объектов могут предусматриваться конкретные места размещения мобильных торговых объектов, в которых развозная торговля осуществляется любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании свидетельства об осуществлении развозной торговли без заключения договора на размещение мобильного торгового объекта (общедоступные места размещения).
Осуществление развозной торговли в общедоступном месте размещения на долгосрочной (постоянной) основе осуществляется при условии заключении договора на размещение мобильного торгового объекта в порядке, установленном статьей 10.4 настоящего Федерального закона. Условия, при наличии которых развозная торговля в общедоступном месте размещения признается осуществляемой на долгосрочной (постоянной) основе, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
5. Договоры на размещение нестационарных торговых объектов или договоры на размещение мобильных торговых объектов заключаются на условиях, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального о закона, в порядке, предусмотренном статьей 10.3 настоящего Федерального закона.
6. Договоры, предусматривающие передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование для целей осуществления розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов, заключаются на срок не менее 5 и не более 7 лет на торгах, которые проводятся в соответствии с порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих передачу государственного и муниципального имущества во владение и пользование, установленным антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Форма, условия и порядок заключения договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.
7. Требования к внешнему виду, к предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов (далее - требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов) утверждаются муниципальными нормативными правовыми актами. Требования к внешнему оформлению мобильных торговых объектов, к предельным габаритам, типам и категориям транспортных средств, используемых для осуществления развозной торговли (далее - требования к внешнему виду мобильных торговых объектов), утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов и требования к внешнему виду мобильных торговых объектов, а также изменения указанных требований, утвержденные после заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, или договоров на размещение мобильных торговых объектов, или договоров, предусматривающих передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, не применяются к нестационарным и мобильным торговым объектам до окончания срока действия таких договоров.
8. В случае если размещение нестационарного или мобильного торгового объекта препятствует проведению ремонтных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, такой нестационарный или мобильный торговый объект подлежит временному перемещению на иное место размещения за счет средств лиц, осуществляющих такие работы, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на весь период проведения указанных работ. В этом случае компенсационное место в соответствии со статьей 10.5 настоящего Федерального закона не предоставляется.
9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю с использованием стационарных торговых объектов, вправе размещать без проведения торгов выносные временные конструкции и (или) оборудование для выкладки и реализации продукции на территории, прилегающей к стационарному торговому объекту.
Требования к выносным временным конструкциям и (или) оборудованию для выкладки и реализации такой продукции, правила и условия их размещения, а также порядок определения границ территории, прилегающей к стационарному торговому объекту, на которой могут быть размещены такие временные конструкции и (или) оборудование, устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами.";
6) главу 2 дополнить статьями 10.1 - 10.5 следующего содержания:
"Статья 10.1. Подготовка и утверждение схемы размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, внесение в нее изменений
1. Схема размещения нестационарных и мобильных торговых объектов (далее - схема размещения торговых объектов) является документом, определяющим места размещения нестационарных и мобильных торговых объектов на землях или земельных участках независимо от формы собственности. Схема размещения торговых объектов утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.
2. Подготовка проекта схемы размещения торговых объектов осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, включая соблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и компенсацию дефицита стационарных торговых объектов, а также при условии исключения негативного влияния нестационарных и мобильных торговых объектов в виде препятствия движению пешеходов и (или) транспортных средств, комплексному развитию территории и формированию благоприятной городской среды.
Схема размещения торговых объектов должна соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, правилам благоустройства территории и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.
3. Схема размещения торговых объектов состоит из текстовой и графической части.
В текстовую часть схемы размещения торговых объектов включаются:
требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов и требования к внешнему виду мобильных торговых объектов;
перечень мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов с указанием их адресных ориентиров, площади и периода размещения;
сведения о специализациях и видах нестационарных и мобильных торговых объектов;
указание на то, что место размещения является общедоступным для осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов или развозной торговли любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
иные сведения, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В графическую часть схемы размещения торговых объектов включаются карта территории, на которой отображены границы мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов и их площадь, а также перечень координат характерных точек границ мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. Закрепление указанных точек на местности не требуется.
4. Карта территории подготавливается в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с применением цифровых топографических карт, цифровых топографических планов.
5. Не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае:
если нарушены правила землепользования и застройки, правила благоустройства территории, установленные ограничения использования территорий, а также правила пожарной безопасности, санитарные правила, гигиенические и экологические нормативы;
если такое размещение препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, а также препятствует движению пешеходов и (или) транспортных средств;
если такое размещение создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц;
если земельный участок и (или) часть земельного участка, в границах которых предлагается разместить нестационарный или мобильный торговый объект, зарезервированы для государственных или муниципальных нужд;
если земельный участок и (или) часть земельного участка, в границах которых предлагается разместить нестационарный или мобильный торговый объект, находятся в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, или договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, или договор о комплексном освоении территории, или договор о комплексном развитии территории.
Органы местного самоуправления вправе установить дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.
6. Включение в проект схемы размещения торговых объектов, подготовленный применительно к территории поселения или городского округа (городского округа с внутригородских делением), места размещения торгового объекта, расположенного в границах земельного участка и (или) части земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
7. Включение в проект схемы размещения торговых объектов, подготовленный применительно к межселенной территории, места размещения торгового объекта, расположенного в границах земельного участка и (или) части земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации или собственности субъекта Российской Федерации, допускается при наличии согласия соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. Согласие на включение в проект схемы размещения торговых объектов места размещения торгового объекта или мотивированный отказ в таком включении в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, подлежит представлению соответственно в орган местного самоуправления поселения или городского округа (городского округа с внутригородским делением), орган местного самоуправления муниципального района в течение тридцати календарных дней со дня поступления от указанных органов обращения о включении в проект схемы размещения торговых объектов места размещения торгового объекта.
В случае непоступления в указанный срок таких согласия или отказа включение в проект схемы размещения торговых объектов места размещения торгового объекта считается согласованным.
Основанием для отказа соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования во включении в проект схемы размещения торговых объектов места размещения торгового объекта является наличие оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов в схему размещения торговых объектов.
9. Проект схемы размещения торговых объектов до утверждения схемы размещения торговых объектов подлежит опубликованию на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и рассмотрению на общественных обсуждениях с участием населения, проживающего в соответствующем муниципальном образовании, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в размещении нестационарных и мобильных торговых объектов, в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
10. Срок проведения общественных обсуждений для рассмотрения проектов схем размещения торговых объектов не может превышать два месяца со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования результатов общественных обсуждений.
11. Органы местного самоуправления вправе установить перечень случаев, при которых включение места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов не подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях.
12. Изменения вносятся в схему размещения торговых объектов:
1) по инициативе органа местного самоуправления либо по обращению юридического лица или индивидуального предпринимателя, намеревающихся осуществлять торговую деятельность (далее в настоящей статье - заявитель) с использованием нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов;
2) в случае признания места размещения торгового объекта общедоступным по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Изменения в схему размещения торговых объектов в указанном случае вносятся в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи;
3) в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующих мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов.
13. Для внесения изменений в схему размещения торговых объектов по обращению заявителя заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления заявление, в котором указываются предполагаемое место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, его вид и площадь, а также специализация такого объекта.
Места размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), подлежат включению в схему размещения торговых объектов в соответствии с частью 14 настоящей статьи.
Порядок рассмотрения заявлений, указанных в абзаце первом настоящей части, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Срок рассмотрения такого заявления составляет тридцать календарных дней со дня его поступления в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления отказывает заявителю во включении предполагаемого места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов при наличии оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в том числе дополнительных оснований, устанавливаемых в соответствии с частью 5 настоящей статьи органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления вправе отказать заявителю во включении предполагаемого места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта в схему размещения торговых объектов по дополнительным основаниям, устанавливаемым в соответствии с частью 5 настоящей статьи органами местного самоуправления, при условии размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" мотивированного обоснования причин отказа, в том числе с указанием положений нормативных правовых актов, являющихся основанием для такого отказа.
14. Места размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), подлежат включению в схему размещения торговых объектов по заявлениям заявителей, в которых указывается предполагаемое место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, его вид и площадь.
К заявлению прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника соответствующего земельного участка на размещение на таком участке нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта, если заявитель не является собственником земельного участка, но является лицом, во владении и пользовании которого находится соответствующий земельный участок.
В случае, если заявитель не является собственником соответствующего земельного участка или лицом, во владении и пользовании которого находится соответствующий земельный участок, к заявлению прилагается подтверждение в письменной форме как согласия собственника соответствующего земельного участка, так и лица, во владении и пользовании которого находится соответствующий земельный участок, на размещение на таком участке нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта.
Подтверждения, предусмотренные абзацами вторыми и третьим настоящей части, могут содержаться в договоре с собственником земельного участка или лицом, во владении и пользовании которого находится земельный участок.
Общественные обсуждения по вопросу о включении соответствующих мест размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов в схему размещения торговых объектов не проводятся.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части (далее в настоящей статье - порядок размещения), а также порядок рассмотрения заявлений, указанных в абзаце первом настоящей части, определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящей части.
Размещение и использование нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, допускается при условии соответствия таких торговых объектов видам, требованиям к внешнему виду нестационарных торговых объектов и требованиям к внешнему виду мобильных торговых объектов, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Срок рассмотрения заявлений, указанных в абзаце первом настоящей части, не должен превышать тридцать календарных дней со дня их поступления в соответствующий орган местного самоуправления.
По результатам рассмотрения заявления, указанного в абзаце первом настоящей части, орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:
включить место размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта, указанных в абзаце первом настоящей части, в схему размещения торговых объектов;
отказать во включении места размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта, указанных в абзаце первом настоящей части, в схему размещения торговых объектов.
Орган местного самоуправления обязан уведомить заявителя о принятом решении в течение пяти календарных дней со дня его принятия.
Заявитель имеет право осуществлять торговую деятельность со дня принятия органом местного самоуправления решения о включении места размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта, указанных в абзаце первом настоящей части, в схему размещения торговых объектов.
Не допускается включение мест размещения нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, в схему размещения торговых объектов:
в случае, если торговый объект не соответствует видам, требованиям к внешнему виду нестационарных торговых объектов и требованиям к внешнему виду мобильных торговых объектов, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в случае, если размещение и использование соответствующих торговых объектов противоречит целевому назначению и (или) разрешенному использованию земельного участка;
в иных случаях, предусмотренных порядком размещения.
При размещении нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, договоры, предусмотренные частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, не заключаются.
В случае возникновения оснований, предусмотренных настоящей частью и порядком размещения, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, обязан устранить выявленные соответствующими органами местного самоуправления нарушения и проинформировать об их устранении соответствующие органы местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исключение места размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта, указанного в абзаце первом настоящей части, из схемы размещения торговых объектов допускается в следующих случаях:
обращение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, об исключении соответствующего места размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов;
обращение собственника земельного участка и (или) лица, во владении и пользовании которого находится такой земельный участок, об отзыве согласия на размещение на таком участке нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта в случае прекращения договорных отношений между собственником земельного участка и лицом, во владении и пользовании которого находится такой земельный участок;
возникновение оснований, предусмотренных настоящей частью и порядком размещения, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, и неустранение в соответствии с положениями настоящей части соответствующих нарушений хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов.
В случае неоднократного нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов или мобильных торговых объектов, указанных в абзаце первом настоящей части, требований к размещению нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, предусмотренных настоящей частью и порядком размещения, такой нестационарный или мобильный торговый объект по решению органов местного самоуправления поселений и городских округов (городских округов с внутригородских делением) применительно к территориям соответствующих поселений и городских округов (городских округов с внутригородским делением), органов местного самоуправления муниципальных районов применительно к межселенным территориям подлежит сносу (демонтажу, удалению) или приведению в соответствие с требованиями, предусмотренными настоящей частью и порядком размещения, в соответствии с правилами, установленными статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
15. В случае признания места размещения торгового объекта общедоступным местом размещения торговых объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об этом вносятся в схему размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня признания торгов несостоявшимися. Сведения об общедоступности места размещения исключаются из схемы размещения торговых объектов в течение десяти календарных дней со дня заключения договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в соответствии с частью 6 статьи 10.4 настоящего Федерального закона. В этих случаях общественные обсуждения по вопросу о внесении указанных изменений в схему размещения торговых объектов не проводятся.
16. Схемы размещения торговых объектов и вносимые в них изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 10.2. Договор на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта
1. По договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта (далее - договор на размещение) орган местного самоуправления обязуется предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, намеревающемуся осуществлять торговую деятельность, право разместить нестационарный или мобильный торговый объект для осуществления розничной торговли в определенном договором на размещение месте (далее - право на размещение) на территории соответствующего муниципального образования без предоставления земельного участка и установления сервитута, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязуется своевременно вносить плату за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и обеспечить использование нестационарного или мобильного торгового объекта на условиях и в порядке, предусмотренных договором на размещение, с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. При размещении нестационарного или мобильного торгового объекта на месте размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, расположенного в границах земельного участка и (или) части земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, при полученном органами местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 10.1 настоящего Федерального закона согласии соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования на включение соответствующего места размещения в схему размещения торговых объектов, согласие указанных органов на заключение договора на размещение не требуется.
3. В договоре на размещение указываются следующие существенные условия:
1) место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта и его площадь;
2) требования к внешнему виду нестационарного торгового объекта или требования к внешнему виду мобильного торгового объекта;
3) специализация и вид нестационарного или мобильного торгового объекта;
4) размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта, порядок, условия и сроки ее внесения;
5) обязательство хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, соблюдать установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требования к осуществлению такой деятельности в нестационарном или мобильном торговом объекте;
6) запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта;
7) срок действия договора на размещение;
8) условие о предоставлении соответствующим органом местного самоуправления компенсационного места в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и договором на размещение;
9) возможность расторжения договора на размещение в случае неисполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, обязательства по осуществлению в нестационарном или мобильном торговом объекте торговой деятельности (оказанию услуг общественного питания или бытовых услуг) в течение пятнадцати календарных дней подряд при наличии вины (умысла или неосторожности) такого хозяйствующего субъекта;
10) ответственность сторон.
4. Изменение существенных условий договора на размещение не допускается, за исключением:
1) изменения размера платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в случае, предусмотренном частью 8 статьи 10.4 настоящего Федерального закона;
2) случая предоставления хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, компенсационного места в соответствии со статьей 10.5 настоящего Федерального закона. В таком случае допускается изменение существенных условий договора на размещение, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи.
5. Стороны уведомляют друг друга в письменной форме в сроки, установленные договором на размещение, обо всех нарушениях существенных условий договора на размещение.
6. Договор на размещение заключается по результатам торгов в соответствии со статьей 10.3 настоящего Федерального закона, за исключением следующих случаев:
1) предоставление компенсационного места в соответствии со статьей 10.5 настоящего Федерального закона;
2) заключение договора на размещение на новый срок в соответствии с частью 7 настоящей статьи;
3) заключение договора на размещение с указанием места, признанного общедоступным местом размещения торговых объектов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
7. Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет и дополнительно однократно на новый срок, соответствующий сроку прежнего договора на размещение, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора.
8. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта при заключении договора на размещение на новый срок определяется по результатам оценки рыночной стоимости права на размещение, проводимой субъектами оценочной деятельности по заказу органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
9. Договор на размещение расторгается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и договором на размещение.
10. Договор на размещение может быть расторгнут в одностороннем порядке:
1) по требованию хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, в случаях, предусмотренных договором на размещение. Расторжение договора на размещение по требованию хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, в случаях, предусмотренных договором на размещение, влечет за собой гражданско-правовую ответственность в соответствии с условиями такого договора;
2) по требованию соответствующего органа местного самоуправления в случае:
а) исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов при возникновении оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, и отсутствия в схеме размещения торговых объектов компенсационного места;
б) неоднократного (повторного) нарушения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, существенных условий договора на размещение.
11. Уведомление о расторжении договора на размещение должно быть направлено хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность:
в случае расторжения договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи, - в течение пятнадцати календарных дней со дня исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов;
в случае расторжения договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 10 настоящей статьи, - в течение пятнадцати календарных дней со дня установления факта повторного нарушения существенных условий договора на размещение.
Договор на размещение считается расторгнутым по истечении тридцати календарных дней со дня направления соответствующим органом местного самоуправления или хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, уведомления о расторжении договора о размещении.
12. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, возмещается реальный ущерб, причиненный расторжением договора на размещение по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 10 настоящей статьи:
1) в случае изменения правил землепользования и застройки, правил благоустройства территории, установленных ограничений использования территорий, а также правил пожарной безопасности, санитарных правил, гигиенических и экологических нормативов - органами государственной власти, соответствующими органами местного самоуправления, решениями которых предусмотрены такие изменения;
2) в случае возникновения препятствий свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, движению пешеходов и (или) транспортных средств, а также угрозы общественной безопасности, жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц - органами государственной власти, соответствующими органами местного самоуправления, лицами, вследствие действий (бездействия) которых возникли такие последствия;
3) в случае, если на основании решений, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления, земли или земельный участок, в границах которых размещен нестационарный или мобильный торговый объект, зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, - соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления;
4) в случае, если земельный участок и (или) часть земельного участка, в границах которых размещен нестационарный или мобильный торговый объект, находятся в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, или договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, или договор о комплексном освоении территории, или договор о комплексном развитии территории, - лицом (лицами), с которым заключен такой договор.
13. При расторжении договора на размещение в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов вследствие установления в соответствии с частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона органами местного самоуправления дополнительных оснований, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на таком месте размещения, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возмещаются убытки, причиненные расторжением такого договора.
Статья 10.3. Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на размещение
1. Торги на право заключения договора на размещение (далее в настоящей статье - торги) проводятся в соответствии с порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих передачу государственного и муниципального имущества во владение и пользование, установленным антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Размер стартовой цены торгов определяется муниципальным нормативным правовым актом в порядке, на условиях и с учетом ежегодных предельных коэффициентов допустимого повышения (уменьшения) стартовой цены торгов, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют сроки объявления о проведении торгов после утверждения схемы размещения торговых объектов или внесения в нее изменений.
4. В случае, если по истечении установленного срока подачи заявок на участие в торгах подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися.
5. В случае, если торги признаны несостоявшимися по причине подачи единственной заявки на участие в торгах, договор на размещение подлежит заключению с единственным участником. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в случае заключения договора на размещение с единственным участником торгов устанавливается в размере стартовой цены торгов.
6. Информация о результатах торгов подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 10.4. Порядок осуществления торговой деятельности в общедоступных местах размещения торговых объектов
1. Место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта признается общедоступным местом размещения торговых объектов (далее - общедоступное место размещения) в случае, если такое место имеет низкий уровень пешеходной и транспортной активности и схемой размещения нестационарных и мобильных торговых объектов на таком месте предусмотрено осуществление развозной торговли любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
Если торги на право заключения договора на размещение, проведенные в соответствии со статьей 10.3 настоящего Федерального закона, в том числе повторные, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них, место размещения нестационарного или мобильного торгового объекта может быть признано соответствующим органом местного самоуправления общедоступным местом размещения.
Порядок и условия признания места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта общедоступным местом размещения определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
Включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов и мобильных торговых объектов, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности или во владении и пользовании граждан и юридических лиц (на праве постоянного (бессрочного) пользования, или на праве безвозмездного пользования, или на праве пожизненного наследуемого владения, или по договору аренды), в качестве общедоступных мест не допускается.
2. Развозная торговля с размещением мобильных торговых объектов в общедоступных местах размещения без предоставления юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю права на размещение мобильного торгового объекта на долгосрочной (постоянной) основе в конкретном месте размещения осуществляется любыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании свидетельства об осуществлении развозной торговли. Заключение договора на размещение в этом случае не требуется.
3. Осуществление торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта или осуществление развозной торговли с предоставлением права юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на размещение мобильного торгового объекта на долгосрочной (постоянной) основе в конкретном месте размещения, являющемся общедоступным местом размещения, без заключения договора на размещение не допускается.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающиеся осуществлять на долгосрочной (постоянной) основе торговую деятельность в общедоступном месте размещения, направляют в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обращение в соответствующий орган местного самоуправления о заключении договора на размещение в соответствующем общедоступном месте размещения.
5. Договор на размещение в общедоступном месте размещения подлежит заключению органом местного самоуправления с обратившимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение десяти календарных дней со дня поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, без проведения торгов на условиях и по стартовой цене торгов, признанных несостоявшимися, или по цене, определяемой по результатам оценки рыночной стоимости права размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта в соответствующем месте размещения, проводимой субъектами оценочной деятельности по заказу органа местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
6. В случае, если в срок, предусмотренный частью 5 настоящей статьи, в орган местного самоуправления поступило более одного обращения о заключении договора на размещение в соответствующем общедоступном месте размещения, договор на размещение заключается по результатам торгов, проводимых в соответствии со статьей 10.3 настоящего Федерального закона.
7. Размер платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в общедоступном месте размещения может быть увеличен соответствующим органом местного самоуправления, но не чаще одного раза в год, если такое увеличение предусмотрено договором на размещение. Информация об увеличении размера платы за размещение нестационарного или мобильного торгового объекта в общедоступном месте размещения не менее чем за два месяца до такого увеличения размещается на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статья 10.5. Порядок предоставления компенсационных мест в случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов
1. В случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов в случае возникновения оснований, предусмотренных частью 5 статьи 10.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предоставляется право на осуществление торговой деятельности в компенсационном месте в пределах срока действия договора на размещение или договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, если схемой размещения торговых объектов предусмотрено такое компенсационное место.
2. Компенсационным местом признается:
1) место размещения нестационарного торгового объекта или мобильного торгового объекта, в отношении которого стартовая цена торгов на право заключения договора на размещение не превышает стартовую цену торгов на право заключения договора на размещение, заключенного в отношении места размещения нестационарных и мобильных торговых объектов, исключенного из схемы размещения торговых объектов, при условии, если такое место размещения сопоставимо по местоположению и площади с местом размещения, исключенным из схемы размещения торговых объектов, и если в отношении такого места размещения на дату указанного исключения не заключен договор на размещение;
2) место размещения нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого стартовая цена торгов на право заключения договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, не превышает стартовую цену торгов на право заключения договора, предусматривающего передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, заключенного в отношении нестационарного торгового объекта, расположенного в месте размещения, исключенном из схемы размещения торговых объектов, при условии, если такой нестационарный торговый объект сопоставим по местоположению и площади с нестационарным торговым объектом, расположенным в месте размещения, исключенном из схемы размещения торговых объектов, и если в отношении такого нестационарного торгового объекта на дату указанного исключения не заключен договор, предусматривающий передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование.
3. В течение пятнадцати календарных дней со дня исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, с которым заключен договор на размещение в отношении места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта, исключенного из схемы размещения торговых объектов, или договор, предусматривающий передачу нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, во владение и пользование, заключенный в отношении нестационарного торгового объекта, расположенного в месте размещения, исключенном из схемы размещения торговых объектов, заключается с его согласия дополнительное соглашение к соответствующему договору, предусматривающее право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте (компенсационных местах) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случае отказа от заключения дополнительного соглашения, предусматривающего право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте, вправе требовать возмещение реального ущерба в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.";
7) дополнить статьей 11.1 следующего содержания:
"Статья 11.1. Порядок организации развозной торговли
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять развозную торговлю с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, и других требований, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Для осуществления развозной торговли используются мобильные торговые объекты, содержащиеся в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии, определяемом в соответствии с действующими нормами и правилами.
3. Свидетельство об осуществлении развозной торговли (далее - свидетельство) выдается на неограниченный срок на основании заявления, поданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, намеревающимся осуществлять развозную торговлю, в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается осуществление развозной торговли.
Форма свидетельства, порядок выдачи, переоформления и аннулирования свидетельства, порядок определения платы за выдачу и переоформление свидетельства, а также форма и порядок подачи заявления, указанного в абзаце первом настоящей части, определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.
4. Свидетельство выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, намеревающегося осуществлять развозную торговлю, на праве собственности, аренды или на ином законном основании транспортных средств, предназначенных для осуществления развозной торговли, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
5. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке на основании выданных свидетельств формирует и ведет реестр мобильных торговых объектов (далее - реестр) в целях учета мобильных торговых объектов на соответствующей территории.
6. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Допускается внесение сведений о мобильном торговом объекте в реестры различных субъектов Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, намеревающиеся осуществлять развозную торговлю на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, обязаны получить свидетельство на территории каждого субъекта Российской Федерации, где планируется осуществление развозной торговли.
8. Аннулирование свидетельства и исключение сведений из реестра осуществляются в отношении мобильного торгового объекта:
по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, в том числе при расторжении договора на размещение, а также в случае прекращения осуществления развозной торговли в общедоступных местах размещения;
по требованию уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации за неоднократные нарушения требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, допущенные хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в общедоступных местах размещения.
Порядок аннулирования свидетельства и исключения сведений из реестра устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
9. Механические транспортные средства, используемые в качестве мобильного торгового объекта, должны соответствовать требованиям экологического стандарта не ниже класса 4 (Евро-4), если более низкий экологический стандарт не установлен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
10. Мобильный торговый объект (за исключением автоцистерн) должен быть оборудован витриной (витринами) и прилавком (прилавками), доступными во время осуществления обслуживания покупателей.
11. При осуществлении развозной торговли и обслуживании покупателей не допускается размещение мобильного торгового объекта, вследствие которого покупатели находятся на проезжей части.
12. Мобильный торговый объект с ассортиментом товаров, предполагающим использование электрической энергии (мощности) для соблюдения специальных температурных режимов хранения продукции или иных целей, непосредственно связанных с осуществлением развозной торговли (за исключением автоцистерн), должен быть оборудован аккумуляторной батареей, позволяющей поддерживать исправную работу холодильного и торгового оборудования, или встроенным жидкотопливным или газовым электрогенератором с уровнем шума, соответствующим предельно допустимым уровням звукового давления и максимальным уровням звука на территории жилой застройки, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. Органы местного самоуправления вправе устанавливать запрет на осуществление развозной торговли в ночное время в пределах не более чем с 22 часов до 6 часов, а также иные ограничения при организации развозной торговли с учетом требований настоящего Федерального закона.
14. Установление нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований к маркам (моделям) транспортных средств, используемых для осуществления развозной торговли, а также к их конструктивным характеристикам, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
15. Требования частей 3-14 настоящей статьи применяются к организации развозной торговли в населенных пунктах, в которых согласно официальной статистической информации численность постоянного населения превышает 100 тысяч человек, а также в населенных пунктах, определенных органами местного самоуправления в соответствии с частью 16 настоящей статьи.
16. Органы местного самоуправления вправе устанавливать полностью или частично требования, предусмотренные частями 3 - 14 настоящей статьи, к организации развозной торговли в населенных пунктах, в которых согласно официальной статистической информации численность постоянного населения составляет от 50 тысяч до 100 тысяч человек.
17. Требования, установленные настоящей статьей, не применяются к мобильным торговым объектам, не являющимся механическими транспортными средствами, а также мобильным торговым объектам, являющимся мототранспортными средствами. Требования в отношении мобильных торговых объектов, не являющихся механическими транспортными средствами, а также мобильных торговых объектов, являющихся мототранспортными средствами, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.";
8) в части 3 статьи 17:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) создают условия для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона с целью удовлетворения потребностей граждан и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в новых торговых объектах;";
б) пункт 3 после слов "торговой инфраструктуры" дополнить словами ", в том числе по размещению нестационарных и мобильных торговых объектов," после слов "в муниципальной собственности" дополнить словами ", мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов";
в) пункт 4 после слов "муниципальных образований" дополнить словами ", анализ удовлетворенности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможностями ведения и расширения торговой деятельности с использованием любых торговых объектов и на ярмарках на территории муниципального образования";
9) в статье 18:
а) в части 3:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;";
пункт 2 после слов "субъектам малого или среднего предпринимательства," дополнить словами "в том числе осуществляющим розничную торговлю с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов с социально значимыми (приоритетными) направлениями розничной торговли,";
б) часть 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) увеличение количества нестационарных и мобильных торговых объектов с социально значимыми (приоритетными) специализациями, ярмарок и торговых мест на них, удовлетворение заявлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, на предоставление мест для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов. Розничная торговля мясом и мясной продукцией, молоком и молочной продукцией, овощами, фруктами, ягодами, хлебом и хлебобулочными изделиями, рыбой, рыбной продукцией, мороженым, печатной продукцией (за исключением продукции рекламного или эротического характера) относится к социально значимым (приоритетным) специализациям, если более широкий перечень направлений не установлен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.";
10) части 1 и 2 статьи 19 изложить в следующей редакции:
"1. Целью развития торговой деятельности является обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение потребителей всем ассортиментом товаров в любом муниципальном образовании, обеспечение расширения возможности сбыта российскими производителями товаров, увеличение количества торговых объектов и ярмарок, в том числе путем соблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 601732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.